Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Принципы организации жилого и общественного интерьера 60-х годов

   Возникшее в переломную пору развития нашей архитектуры, такое решение не очень-то соответствовало общей утилитаристской тенденции тех лет. Не случайно вокруг оформления кафе «Неринга» разгорелись острые споры . Но вскоре уже стало очевидно, что даже при известной перегрузке декором интерьеры «Неринги» оказались более перспективными, чем многие опыты прямолинейно-функциональных решений тех лет. В интерьерах «Неринги» с их декоративной насыщенностью и отказом от регулярности предвосхищены многие искания, характерные для искусства советского интерьера конца 60-х годов.

Принципы организации жилого и общественного интерьера 60-х годов довольно близки. Эта общность свидетельствует о том, что новая направленность в искусстве интерьера была рождена существенными изменениями в укладе жизни и эстетических представлениях нашего общества на рубеже 60-х годов.

Для того чтобы яснее представить основные творческие проблемы, возникшие на этом этапе развития интерьера, следует прежде всего остановиться на массовом типовом жилище: ведь со второй половины 50-х годов проблема жилья стала главной и определяющей задачей для советской архитектуры и градостроительства.

В 1956 году Госстрой СССР и Союз архитекторов СССР объявили конкурс на жилые дома с малометражными квартирами для отдельных семей. Для достижения требуемых экономических показателей в типовых проектах пришлось сократить общую площадь квартир в среднем на одну треть, снизить высоту потолков до двух с половиной метров, урезать площадь кухни и передней, совместить в одном помещении санузел, избавиться от коридоров путем устройства проходных комнат. Но зато каждой семье теперь могла быть выделена отдельная квартира.

При сравнительно малых размерах новые квартиры имели довольно развитую пространственную структуру. Этому, в частности, способствовало выделение спального алькова (ниши) в общей комнате и соединение этой комнаты через так называемый «заем» непосредственно с передней и кухней: общая комната становилась больше, пространство обогащалось, эффективнее использовалась общая площадь квартиры. Вместе с тем такая планировка со временем обратилась против новоселов, так как площадь этого «заема» засчитывалась как жилая, что подчас давало основание вселять в квартиру на одного человека больше, тем предусматривалось проектом.

Новые типовые проекты были повсеместно введены в действие с 1958 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР». Этим было ознаменовано начало массового жилищного строительства в стране. Типовые квартиры позволили сделать решительный шаг по пути радикального улучшения жилищных условий трудящихся.

В процессе разработки типовых проектов новые квартиры проходили экспериментальную проверку. Впервые общественность смогла познакомиться с ними на выставках - смотрах макетов типовых экономичных квартир, оборудованных новой мебелью и другими предметами бытового обихода. Эти выставки были организованы в районах массовой жилой застройки Москвы - в девятом квартале Новых Черемушек (1957), в Хорошево-Мневниках (1961), а также на постоянной строительной выставке в Москве. Здесь были представлены интерьеры всех типов квартир, рассчитанных на одну семью. Каждый из этих интерьеров был комплексно оборудован различными предприятиями и ведомствами, производящими предметы бытового убранства.

Посетитель выставок мог войти в реальное пространство квартиры, осмотреть и опробовать обстановку, оценить преимущества одних вариантов решения интерьера, отметить недостатки и просчеты других. В выставочных интерьерах кроме мебели можно было также увидеть декоративные занавеси на окнах, ковры на полу, декоративные керамические изделия, расставленные на стеллажах и открытых полках, эстампы на стенах - это был своего рода наглядный урок оформления современного жилища.

Оборудование жилых интерьеров было представлено и на Всесоюзной выставке «Искусство - в быт», организованной в Центральном выставочном зале Москвы в 1961 году. Здесь выделялись интерьеры, созданные эстонскими и литовскими мастерами (И. и В. Пормейстер, Э. Вельбри, А. и В. Насвитисы и другие). Главная роль в этих интерьерах принадлежит светлой мебели строгих прямоугольных форм с обивкой иногда ярких контрастных цветов, а иногда мягких, однотонных, без орнаментов. Довольно скупо вводимые декоративные произведения - будь то ковры машинной выработки, декоративные ткани на окнах или керамические вазы, кашпо, сервизы и т. п. - выполняли не только декоративную роль, они указывали на возможности использования этих предметов в интерьере. Даже настенные декоративные пластины и блюда из керамики, как и модные в те годы черно-белые линогравюры, имели определенное назначение: они оживляли гладь стен, создавали в интерьере необходимые декоративные и смысловые акценты.

Правда, уже на первых этапах становления нового жилого интерьера наметилось известное несоответствие между выставочными образцами малогабаритных квартир и привычным укладом жизни семьи с разнообразными потребностями ее членов.






Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Общественный интерьер в СССР, 50-60-е годы 20 века (продолжение)Улучшение массового жилища в СССР в 70-х годах 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии