Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Общественный интерьер в СССР, 50-60-е годы 20 века (продолжение)

Интересные тенденции в искусстве интерьера

  Во второй половине 50-х годов началась коренная ломка представлений о роли и назначении декоративного искусства в жизни, происходила переоценка ценностей как в области художественного наследия, так и в текущей практике.

На первых порах отрицание того, что было связано с предшествующим этапом, желание поскорее освободиться от ошибок недавнего прошлого приводили к крайностям. В практике тех лет дело доходило порой до отказа не только от использования пластических искусств, но и вообще от всякого образного начала в архитектуре. При этом задача архитектора отождествлялась с задачами инженера-строителя. К внутреннему убранству типовых построек, как жилых, так и общественных, подходили с позиций чистого утилитаризма, примитивной целесообразности, трактуемой без учета духовных запросов человека нашего общества.

Правда, в эти переходные годы наряду с типовыми интерьерами кинотеатров и клубов, демонстративно «очищенных» от всякого декора, можно было встретить и такие здания и интерьеры, в которых новые веяния сказывались лишь в большем, чем прежде, количестве плоскостных декоративных росписей или в огрублении и упрощении деталей лепного убранства.

Однако не в таких крайних или компромиссных решениях следует искать признаки интерьера нового типа. Его истоки нужно видеть там, где появление этих черт вырастало из серьезного понимания сущности и красоты новой, неордерной архитектуры.

Интересные тенденции в искусстве интерьера, как и в ряде других областей декоративного искусства на рубеже 50-60-х годов, проявились в творчестве художников и архитекторов Советской Прибалтики, в первую очередь - Литвы.

Кафе «Неринга» 

В 1958 году архитекторы братья А. и В. Насвитисы и художники В. Янкаускас и В. Повилайтис закончили отделку кафе «Неринга» в Вильнюсе. Это был один из первых опытов комплексного решения интерьера нового типа. Два относительно небольших зала этого кафе, расположенные в первом этаже гостиницы «Неринга», уютны и интимны по своему облику. Первый более строг и лаконичен в своем убранстве: гладкие стены, отделанные деревянными рейками, темный потолок с вмонтированными в него точечными светильниками, органично введенная зелень, простая мебель. Единственным декоративным акцентом в этом зале является оваловидной формы рельеф, резанный из алебастра. Он посвящен поэтичной народной легенде о Неринге и Каститисе. Этот рельеф светлым пятном рисуется на фоне ребристой поверхности стены.

Главный декоративный мотив другого зала - светлая, приглушенная по своей тональности роспись, сплошным ковром покрывающая стены. Ее тематика связана с той же поэтической легендой литовской земли. Композиционно-ритмический строй, основанный на плавных, круглящихся очертаниях, и взятые «под сурдинку» тона - желтовато-песочные в сочетании с серовато-голубыми и зеленоватыми - делают роспись весьма органичной в этом интерьере. Волнообразные ритмы и сдержанный колорит росписи гармонируют с лишенным четких углов пространством, с криволинейными формами невысокой эстрады для оркестра и таким же асимметричным световым проемом в потолке.

Здесь есть единство в организации внутренних пространств, меблировки и системы освещения. Такое единство было бесспорным завоеванием авторов интерьеров «Неринги».







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Поворот к простоте, жилой интерьер в СССР, конец 60-х годов 20 века (продолжение)Принципы организации жилого и общественного интерьера 60-х годов в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии