Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 22, 2010

Поворот к простоте, жилой интерьер в СССР, конец 60-х годов 20 века (продолжение)

Еще в разгар войны, в октябре 1943 года, М. И. Калинин обратился с письмом к председателю Комитета по делам архитектуры А. Мордвинову с изложением задач послевоенного восстановительного строительства. Он писал: «В основу строительства жилых домов должны быть положены принципы удобства для живущих в них, чтобы эти дома были не только хороши снаружи, но и внутри удобны для жилья, а общественные здания - практически пригодны для предназначенных целей. И при этом следует избегать всяческих выкрутасов. Социалистическое строительство должно быть целеустремленным, красивым, радующим взгляд, но не вычурным и не претенциозным».

В годы войны уже работал над своей книгой «Об архитектуре» А. К. Буров. Это была, как он сам писал, «книга об уверенности в нашей победе, наполненная мечтами о будущем восстановлении и строительстве». Весь пафос этой книги направлен на утверждение идей индустриального домостроения, создания удобных и красивых жилых районов, квартир, полных современного комфорта. Книга А. Бурова отстаивала гуманистический принцип «внимания через вещи», в ней была выражена мечта о гармоничной архитектурной среде, служащей людям. Оценивая тогдашнюю художественную ситуацию, А. К. Буров писал: «Либо мы, архитекторы, встав на уровень идей социалистического общества, на уровень современных знаний, организовав строительную индустрию, создадим архитектуру и сделаем ее произведения человечными, всесторонне отвечающими материальным и духовным потребностям народа, либо мы окажемся за бортом, окончательно перестанем быть зодчими и сползем на место декораторов, оформителей».

О неприятии украшательства и эклектики и активной борьбе за верный путь развития монументального и декоративного искусства говорят многие выступления и доклады В. И. Мухиной.

Она говорила: «Нельзя механически, как это нередко бывает, переносить из одной эпохи в другую непереработанные формы, которые отвечали в прошлом другим идеологическим требованиям и родились в условиях другой строительной техники».

Борясь за декоративность, как одно из «основных свойств, которое помогает сделать жизнь красивой», Мухина энергично обрушивалась на «украшательство», которое, говоря ее словами, «замусоривает произведения искусства, бытовую обстановку, городские ансамбли и почти всегда бывает выразителем и проводником дурного вкуса».

Само убранство интерьеров начала 50-х годов из-за своей чрезмерности по контрасту рождало потребность в более строгих и лаконичных решениях. «Изрытость» поверхностей и причудливость архитектурного декора вызывали тягу к безорнаментальной чистоте плоскостей, к ясным нерасчлененным формам и пространствам.

Насущные требования общественного развития вместе  все более громко звучащими голосами против украшательства и эклектики в середине 50-х годов способствовали быстрым и повсеместным изменениям общественных вкусов и оценок. Вот почему так своевременна и важна была критика ложной направленности в архитектурном проектировании, прозвучавшая на II Всесоюзном совещании строителей в ноябре 1954 года и обоснованная в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Декоративные изделия и мебель, жилой интерьер в СССР, 50-е, 60-е годы 20 века (продолжение)Общественный интерьер в СССР, 50-60-е годы 20 века (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии