Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 21, 2010

Здание и интерьеры МГУ

Эклектическое соединение разнородных и разностильных мотивов свидетельствовало о формальном подходе к конкретной архитектурно-художественной задаче.

Наиболее удачным и представительным среди высотных зданий Москвы является комплекс Московского университета на Ленинских горах (1952, арх. Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инж. В. Насонов и другие).

В высотном здании этого комплекса и примыкающих к нему корпусах расположено множество аудиторий, учебных помещений, библиотек и музейных залов, а также квартир профессоров, общежитий аспирантов и студентов, спортивный комплекс и т. д. В цокольных этажах центральной башни располагается анфилада парадных помещений: актовый зал на полторы тысячи человек, клубный зрительный зал на восемьсот человек и примыкающие к ним фойе и вестибюли.

К созданию этого крупнейшего для тех лет высотного сооружения была привлечена передовая конструкторская мысль, применены инженерные и технические новинки, но не везде это новое получило свое художественное осмысление. Значительная часть полезной площади в высотной части здания оказалась занятой фальшивыми пилонами, массивными столбами и прочим так называемым «архитектурным оформлением» конструкций и.

Здание МГУ было впервые полностью оснащено люминесцентным освещением («дневнойсвет»), но многие люстры и светильники в его интерьерах решены в традиционных формах, с обилием стекла и металла. Наряду с этим были использованы и новые для того времени светильники в виде плоских прямоугольников, горизонтально подвешенных на штангах или прикрепленных непосредственно к потолку; впервые были применены здесь также рассеиватели и экранирующие решетки из оргстекла и металла. Все это свидетельствовало о том, что уже начала формироваться новая система освещения интерьеров.

По словам архитектора Л. Руднева, его творческий коллектив стремился достигнуть в комплексе МГУ «полного слияния искусств, работавших на одну цель и подчиненных единому замыслу архитектора». В интерьерах университета можно видеть, как на деле реализовалась эта, программа.

В актовом зале с беломраморной колоннадой, балюстрадами, голубой обивкой кресел и гроздьями люстр на потолке главный цветовой акцент сделан на мозаичной декоративной композиции П. Корина, помещенной позади мест президиума. Здесь изображены развевающиеся знамена и горящий факел - символ знания. Мозаика создает торжественный патетический фон для этого парадного интерьера.

В фойе актового зала массивный антаблемент украшен чеканными металлическими розеттами и орнаментальным фризом, составленным из медальонов с профильным изображением знаменитых русских ученых. Портреты выполнены по эскизам А. Дейнеки его учениками в технике флорентийской мозаики; в них видно понимание красоты материала. Но, будучи помещены под потолком довольно узкого и высокого зала, мозаики эти, в сущности, пропадают для зрителя. Да и сама идея своего рода орнаментального фриза из портретов ученых более чем сомнительна.

Если парадным вестибюлям, фойе и залам МГУ свойственна некоторая чрезмерность декора, то отделка деловых и жилых интерьеров этого огромного комплекса (Музей землеведения, факультетские библиотеки, аудитории, холлы общежитий и т. д.) отличается гораздо большей сдержанностью. В частности, удачно в пространственном отношении решены угловые аудитории высотного корпуса; уютны и удобны помещения факультетских библиотек-читален со встроенными шкафами, столами и красивыми трехчастными оконными проемами. В этом сказались симптомы перехода к иному пониманию красоты современного интерьера.







Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 6, 2014

Фото для "Здание и интерьеры МГУ" Фото для "Здание и интерьеры МГУ" Фото для "Здание и интерьеры МГУ" Фото для "Здание и интерьеры МГУ"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Уникальные интерьеры и сооружения метро Москвы конца 40-х - начала 50-х годовЖилой интерьер в СССР, 50-е, 60-е годы 20 века (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии