Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 21, 2010

Уникальные интерьеры и сооружения метро Москвы конца 40-х - начала 50-х годов

Праздничное великолепие колорита, в котором важную роль играет сверкающее золото смальты, делают эти мозаики неотъемлемым элементом того архитектурного пространства, в котором они находятся.

Задуманные и решенные художником как монументальный героический эпос, по своему местоположению в интерьере эти мозаичные композиции оказались приравненными к одному из элементов декора зала, всегда заполненного спешащими людьми. Поверхность мозаик, расположенных вдоль цилиндрического свода, смотрится чаще всего под косым углом, из-за чего изображенные фигуры воспринимаются искаженно, в ракурсе.

Москва. Комсомольская площадь 1981

Москва. Комсомольская площадь 1981  

И все же, несмотря на просчеты с точки зрения синтеза искусств, мозаики П. Д. Корина на станции «Комсомольская-кольцевая» являются важнейшим компонентом формирования художественного образа этого интерьера: они повышают силу общего эмоционального воздействия архитектуры и насыщают ее большим историческим содержанием. Интерьер этого необычного по своим размерам и пышности убранства зала производит сильное впечатление; здесь создана подлинно торжественная атмосфера и достигнута определенная целостность художественной концепции, характерной для того времени.

Наряду с такими богато декорированными, репрезентативными станциями в архитектуре метрополитена можно встретить и более скромные по своему убранству интерьеры, авторы которых в первую очередь учитывали условия функционирования данных сооружений. Таковы некоторые из станций Московского метрополитена, законченные во время войны, а также ряд станций послевоенного периода - например, строгий и торжественный подземный зал и вестибюль «Курской-кольцевой» (арх. Г. Захаров и. Чернышева), станции «Проспект Мира», «Добрынинская», «Смоленская» в Москве; «Балтийская», «Владимирская» и некоторые другие станции первой очереди метро в Ленинграде.

В архитектуре станций нашло продолжение то ценное, что было достигнуто в архитектурно-художественных комплексах советского метрополитена 30-х годов.

Однако такой вывод можно сделать в отношении далеко не всех уникальных интерьеров и сооружений конца 40-х - начала 50-х годов. Как значится в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года, в это время довольно широкое распространение получило «одностороннее, эстетское понимание архитектуры», под влиянием которого многие архитекторы «преувеличивали и искажали роль классического наследия, прививали некритическое отношение к нему». В архитектуру ряда общественных зданий, в отделку их интерьеров переносились формы, взятые из различных стилевых систем. Особенно явственно пестрота «исторических стилей» сказалась в оформлении павильонов реконструированной в начале 50-х годов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, а некритичность заимствований из архитектуры русского классицизма - в сооружениях и декоре канала Волга - Дон (рук. арх. Л. Поляков). В той или иной мере эти недостатки сказались и в некоторых высотных зданиях Москвы, воздвигнутых в этот период. Примером может служить высотная гостиница «Ленинградская» (арх. Л. Поляков и А. Борецкий).

В отделке ее парадного вестибюля можно найти отголоски различных эпох, конгломерат разнородных декоративных мотивов: элементы зодчества XVII века - белокаменные резные порталы с характерным стрельчатым разорванным фронтоном - соседствуют с формами, взятыми из западного средневековья и Ренессанса - пышными кессонированными потолками, холодной гладью мраморной облицовки стен, живописными панно, имитирующими гобелены, бронзовыми скульптурами геральдических львов на парапете парадной мраморной лестницы.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Пространство наземного и подземного интерьера Московского метроЗдание и интерьеры МГУ »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии