Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 20, 2010

Пространство наземного и подземного интерьера Московского метро

   Еще в годы Великой Отечественной войны, в 1943-1944 годах, был сдан в эксплуатацию ряд станций Московского метро, отличающихся интересными, подчас новаторскими решениями, объединяющими воедино пространство наземного и подземного интерьера. В архитектурном замысле этих станций монументальная и декоративная скульптура и живопись играли весьма важную роль. Таковы станции метро «Измайловский парк» (арх. Б. Виленский) со скульптурными композициями, посвященными героям-партизанам (ск. М. Манизер), и декоративными росписями плафонов (худ. А. Гончаров и другие); «Автозаводская» (арх. А. Душкин) с мраморной мозаикой «Богатыри» в верхнем вестибюле (худ. В. Бордиченко) и мозаичными панно в перронном зале (худ. Ф. Лехт, В. Бордиченко, А. Покровский); «Новокузнецкая» (арх. Н. Быкова и И. Таранов) с циклом мозаичных плафонов А. Дейнеки и декоративными рельефами Н. Томского; «Бауманская» (арх. Б. Иофан), вестибюль которой в 1947 году был украшен торжественной мозаичной композицией И. Рабиновича «Знамена Победы»; «Электрозаводская» (арх. В. Гельфрейх, В. Рожин) с удачно решенным «световым» сводом центрального подземного зала и мраморными рельефами скульптора Г. Мотовилова.

Пространство наземного и подземного интерьера Московского метро  

интерьер станции метро Красные ворота ( ещё тут)

К числу удачных, наиболее целостных интерьеров Московского метрополитена принадлежит купольная ротонда станции «Павелецкая-кольцевая» (1951, арх. Н. Колли и И. Кастель, худ. И. Рабинович). У основания купола ротонда окаймлена мозаичным фризом, изображающим декоративные натюрморты-«Цветы», «Овощи», «Хлеба», «Фрукты», - соединенные гирляндой зелени. Подчеркивая переднюю плоскость, эта гирлянда по контрасту усиливает пространственную глубину и воздушность пейзажа, виднеющегося за ней.

Традиционные среднеазиатские мотивы играли существенную роль в создании Театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте (арх. А. В. Щусев, 1947). Лепные карнизы, цветная майолика входного портала, орнаментальная резьба, желтый облицовочный кирпич - все это призвано было подчеркнуть национальный колорит сооружения.

Благодаря такой трактовке мозаичный фриз помогает развитию общего пространственного замысла вестибюля с его легким воздушным куполом, раскрытым на вершине круглым проемом, и четырьмя широкими арками, ведущими в соседние помещения. Декоративное убранство наземного вестибюля станции «Павелецкая-кольцевая» дополняется огромной золоченой картушью, слишком тяжеловесной для данного интерьера. Его барочная пышность и чрезмерность типичны для декоративного убранства того времени.

Ротонда наземного вестибюля станции метро «Смоленская» по своему архитектурно-пространственному решению близка к вестибюлю «Павелецкой-кольцевой». Легкий, ребристый, удачно подсвеченный купол, в центре которого помещается декоративный венок и эмблема из золотой смальты, оттеняется гладью светлых мраморных стен, в которые кое-где вкраплены восьмигранные бронзовые вентиляционные решетки и бра. По верху стены протянулась широкая лента орнаментально-декоративного фриза из мрамора и смальты (худ. П. Д. Корин). Будучи главным красочным акцентом в этом светлом зале-ротонде, он пропорционально членит внутреннее пространство вестибюля на две части - массивный нижний пояс стен и легкий светоносный купол.

В послевоенные годы П. Д. Корин много работал над украшением станций Московского метрополитена.

Величественна и торжественна самая грандиозная станция Московского метро «Комсомольская-кольцевая» (1952, арх. А. Щусев, автор декоративного убранства П. Д. Корин). Подземный зал этой станции представляет собой необычное по своей протяженности и высоте помещение, перекрытое цилиндрическим сводом пролетом в одиннадцать метров. Полированный темный гранит пола контрастирует со светлым сводом, где сосредоточено все декоративное убранство: гигантские бронзовые люстры, мозаичные панно в пышных барочных картушах, эмблемы русского оружия (первоначально барельефные, а впоследствии замененные мозаикой из смальты и яшмы).

В архитектурных формах и декоре этой станции А. Щусев (как и в своей ранней постройке на этой площади - Казанском вокзале) исходил из стиля так называемого «нарышкинского барокко» с его пышным лепным убранством и жизнерадостной полихромией. Новым здесь был характерный для послевоенных лет дух триумфальности и торжественности. Перед авторами была поставлена задача - превратить интерьер крупнейшей станции Московского метро в памятник исторических побед народов СССР в многовековой борьбе с иноземными захватчиками, начиная с Ледового побоища и кончая Великой Отечественной войной.

Восемь огромных мозаичных композиций, посвященных героическим страницам нашей истории, архитектор расположил на центральной оси свода, в обрамлении гигантских декоративных картушей. В таких же затейливых лепных рамах на боковых склонах свода помещено изображение эмблем воинской славы. Привлеченный А. Щусевым к работе по декоративному убранству станции, П. Корин стремился найти в своих мозаиках не только тематическое, но и стилевое соответствие этой архитектуре.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Национальные общественные интерьеры в СССР, 50-е, 60-е годы 20 векаУникальные интерьеры и сооружения метро Москвы конца 40-х - начала 50-х годов »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии