Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 20, 2010

Национальные общественные интерьеры в СССР, 50-е, 60-е годы 20 века (продолжение)

Художественный язык росписей Ахмарова восходит к старинным среднеазиатским миниатюрам. Композиции вписаны в затейливое лепное обрамление. Живые наблюдения натуры переведены художником в своеобразную декоративную систему, навеянную поэтическим строем средневековых миниатюр.

В интерьере зрительного зала помещена люстра диаметром более четырех метров (по проекту А. Щусева и А. Дамского). Форма этого уникального осветительного сооружения представляет собой сочетание поясов искрящегося хрусталя, оправленного в позолоченный металл.

Для интерьеров Театра оперы и балета в Ташкенте характерны анфилады фойе, оформленные резьбой по ганчу в духе традиционного узбекского зодчества. Каждый из залов отражает своеобразие орнаментики различных областей Узбекистана. Залы эти имеют одинаковые план, размеры и пропорции, и потому главное, что отличает их друг от друга, - это орнаментальные узоры стен, потолков и арочных проемов.

Бухарский зал декорирован замечательным народным мастером усто Ширин Мурадовым. Все в этом зале - стены, пилястры, арочные проемы, потолки и даже люстры звездчатой формы - покрыто филигранным геометрическим и растительным узором, резанным по ганчу. Переход от стен к потолку, а также балки украшены декоративными сталактитовыми карнизами.

В зале Самаркандской области (усто Кули Джалилов) стены и потолки сплошь покрыты белым резным орнаментом крупного рисунка на голубоватом фоне. В подобном же духе, но каждый раз с локальными особенностями украшены орнаментальной резьбой залы Ташкентской (усто Асланкулов), Термезской (усто Низматов), Хивинской (усто Абдулов) и Ферганской областей (усто Наркузиев).

Искания национальной специфики интерьера можно проследить в каждой республике. Иногда, как это видно на примере театров в Ташкенте и Улан-Удэ или Дома Правительства в Душанбе (арх. С. Захаров и М. Зубреева, 1949), эту национальную архитектуру пытались создать архитекторы и художники из Москвы и Ленинграда. Иногда ту же задачу решали местные национальные мастера. Таковы работы эстонских архитекторов и художников по внутреннему убранству оперного театра «Эстония» в Таллинне (1947), грузинских мастеров но созданию Дома Правительства в Тбилиси и театра в городе Чиатури (1950), армянских зодчих и скульпторов - авторов интерьеров Государственного хранилища древних рукописей Матенадаран в Ереване (1955), азербайджанских архитекторов, построивших здание Библиотеки Академии наук Азербайджана в Баку (1950), и другие.

При всем различии этих сооружений и приемов их декоративного убранства можно заметить, что каноны классицизма выступали в них как носители некоего интернационального начала, а традиционно национальными были главным образом мотивы лепного или живописного декора, почерпнутые из народного искусства.

В послевоенный период к художественной отделке новых кольцевых станций Московского (1952-1953) и первой очереди Ленинградского метро (1955) были привлечены лучшие силы архитекторов, художников и мастеров архитектурного декора. Здесь была использована широкая палитра художественных средств монументального и декоративного искусства: круглая скульптура из бронзы и мрамора, рельефы из резного камня, мраморные и смальтовые мозаики, росписи, витражи, декоративное литое стекло, керамические панно и т. д. Никогда еще монументально-декоративное искусство в различных своих разновидностях не занимало в наших общественных интерьерах такого удельного веса, как в первое послевоенное десятилетие. Именно здесь предоставлялась возможность с большим размахом реализовать замыслы, рожденные патриотическим пафосом Победы.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Интерьеры СССР, живописно-скульптурный декор (продолжение)Пространство наземного и подземного интерьера Московского метро »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии