Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 20, 2010

Интерьеры СССР, живописно-скульптурный декор (продолжение)

Обилие декора характерно и для других помещений дворца, причем везде доминирующая роль принадлежит живописи. Большими тематическими панно украшены здесь и такие служебные помещения, как вестибюль, лестничные клетки и коридор.

Обилие живописно-скульптурного декора характерно и для более скромных, рядовых общественных интерьеров, таких, например, как Дом культуры Первого государственного подшипникового завода в Москве (арх. Е. Розенблюм, 1949). Интересно, что здесь впервые была предпринята попытка решать все интерьеры клуба как последовательно развивающийся ансамбль тематических росписей.

Все это говорит о том, что в те годы придавалось большое значение сотрудничеству пространственных искусств. В различных республиках нашей страны в конце 40-х - начале 50-х годов возникают общественные сооружения, в своих архитектурных формах и декоративной отделке сочетающие черты современности и местной национальной традиции. Весьма показательны в этом отношении театры в Ташкенте (1947) и Улан-Удэ (1952).

Руководители общего решения интерьеров театра в Улан-Удэ (они же авторы центрального плафона зрительного зала) - московские художники Г. Рублев и Б. Иорданский стремились следовать национальным традициям бурятского народа. Для этого они обратились к изучению народного прикладного искусства, заимствуя из него мотивы орнамента и характерную цветовую гамму. Но так как стояла задача создать совершенно новое для искусства Бурятии театральное здание с тематическими росписями, витражами и т. п., авторы пошли по пути соединения местных художественных традиций с опытом русского монументального зодчества.

Круглый в плане зрительный зал с мраморными колоннами украшен огромным пространственным плафоном. Над мощным антаблементом изображены иллюзорные килевидные арочки, пространство между ними заполнено мотивами народного бурятского орнамента. Эта своеобразная архитектурная «рама» служит переходом от реального пространства зала к его иллюзорному продолжению в росписи потолка. Здесь, на нарисованных растяжках, помещена реальная вентиляционная решетка, из центра которой спускается массивная хрустальная люстра. Роспись плафона посвящена народному празднику советской Бурятии, где бытовые сцены из современной жизни сочетаются с мотивами национальной архитектуры и показом природных богатств края. Парадная плафонная композиция доминирует среди пышно декорированного интерьера зрительного зала. В аналогичном духе декорированы и другие интерьеры этого театра (фойе первого и второго этажей, лестничные переходы и т. д.).

В отделке интерьеров А. Щусев стремился использовать декоративные мотивы местного зодчества. Так, например, в орнаментации балок потолка в вестибюле применены приемы декоративной обработки деревянных перекрытий. Своеобразие центрального двусветного фойе, носящего имя Алишера Навои, достигается благодаря легкому куполообразному перекрытию и килевидным аркам на уровне второго этажа. Стены этого зала окрашены в светлые фисташковые тона и орнаментированы резьбой по ганчу (народные мастера У. Мурадов, Т. Асланкулов, У. Джамаилов, Л. Балтаев, Д. Джураев и другие). Эта традиционная резьба сочетается с росписями Ч. Ахмарова на сюжеты из поэм А. Навои («Семь планет», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Вал Искандера»).






Скрыть комментарии (1)

Io - Октябрь 8, 2014

Фото для "Интерьеры СССР,  живописно-скульптурный декор (продолжение)"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Декоративная пластика и резьба в интерьерах СССР послевоенных летНациональные общественные интерьеры в СССР, 50-е, 60-е годы 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии