Статьи  >>  Советский интерьер в 50-60-е годы
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 20, 2010

Декоративная пластика и резьба в интерьерах СССР послевоенных лет

  Характерным было обращение к художественным традициям и формам русского искусства эпохи Отечественной войны 1812 года. Правда, освоение классического наследия нередко понималось в те годы как приспособление традиционных художественно-стилевых форм к нуждам сегодняшнего дня. Такое понимание традиций неизбежно вступало в противоречие с требованиями строительной индустрии и экономики, тормозило процесс типизации и индустриализации строительства, без чего практически невозможно было решить грандиозные задачи по восстановлению и реконструкции наших городов. Именно этим объясняется появление специального решения партии и правительства по вопросам проектирования и строительства, положившее начало новому этапу в развитии советской архитектуры и связанных с ней искусств.

Важное значение в развитии декоративного искусства имело воссоздание в 1945 году двух старейших в стране Высших художественно-промышленных училищ - бывшего Строгановского в Москве и бывшего Штиглица (ныне им. В. И. Мухиной) в Ленинграде, которые были ориентированы на подготовку квалифицированных кадров художников и мастеров архитектурно-декоративного профиля. Искусство интерьера в те годы не являлось специальным предметом изучения, так как считалось сферой деятельности архитектора. Факультеты этих училищ подготавливали мастеров отдельных отраслей прикладного искусства: художественной обработки дерева, металла, тканей и т. п. Для преподавания были привлечены известные мастера и педагоги, но установка на работу в пределах того или иного материала не способствовала воспитанию широко мыслящих художников, ставящих задачи создания художественно целостного ансамбля интерьера.

В послевоенные годы увеличился объем типового проектирования при строительстве кинотеатров, клубов, ведомственных Дворцов культуры, театров, вокзалов и т. д. Да и те, что строились по индивидуальным проектам, имели общие типологические черты: симметричное построение внутренних пространств, репрезентативность анфиладного расположения залов, увлечение колоннадами, кессонированными потолками, полированным мрамором характерно для многих общественных сооружений 40-х и начала 50-х годов.

В этих зданиях часто применялись пространственные живописные плафоны. Они соответствовали торжественному убранству парадных интерьеров того времени, позволяя иллюзорно обогащать внутренние пространства, поднимая или вовсе «уничтожая» прозаические перекрытия. Те здания, которые восстанавливались после разрушений войны, архитекторы старались украсить еще более пышно и щедро, чем раньше.

Наряду с пространственно-иллюзорными в те годы были широко распространены и орнаментальные росписи потолков, решаемые обычно в духе русского «ампира», с цветочными гирляндами, венками, античными мотивами и тому подобными традиционными атрибутами, иногда с добавлением советской эмблематики.

Важнейшим элементом убранства общественных интерьеров 40-х - начала 50-х годов были различные виды декоративной пластики. В построенных в те годы вестибюлях гостиниц, фойе и зрительных залах театров, парадных помещениях административных зданий, в выставочных павильонах можно встретить обильные лепные узоры, покрывающие своды, потолки, капители колонн, порталы и пр., этот скульптурный декор был связан с характерными для тогдашней архитектуры приемами ордерного членения стены, введения раскреповок, массивных карнизов, декоративных фризов, кессонированных сводов и потолков, украшенных лепными розетками или росписью.

Декоративная пластика и резьба в интерьерах СССР послевоенных лет  

Широкое распространение получила в 40-х годах декоративная резьба по камню. Здесь заслуженной славой пользовались мастера Армении и Грузии.

В Средней Азии в убранстве интерьеров довольно часто применялась традиционная плоскостная резьба по ганчу, а также резьба и роспись по дереву.

Гораздо реже в отделке интерьеров 40-50-х годов встречались чеканка и витраж, ставшие столь популярными в 60-е годы. Попытки обратиться к этим видам декора (например, в павильонах ВСХВ 1954 г., в ванном здании в Цхалтубо) в те годы были эпизодичными и малозначительными.

В системе освещения общественных интерьеров архитекторов особенно занимала разработка форм различного рода светильников и люстр.

Интересно проследить, как в интерьерах 40-х - начала 50-х годов взаимодействовали различные виды архитектурного декора, каким было в те годы понимание содружества искусств. Показательным примером здесь может служить Дворец культуры близ Златоуста (арх. М. Братцев, 1947).

В основе организации его внутренних пространств лежит симметрично уравновешенный план, в центре - двусветный зал-фойе, вокруг которого группируются остальные помещения. На этот зал приходится главный акцент архитектурно-художественного оформления: здесь можно встретить ажурную балюстраду классических форм, каннелированные столбы с коринфскими капителями, богато обработанные арочные проемы и двери, развитый карниз и позолоченный орнаментальный фриз. Вся плоскость потолка, украшенного бронзовыми люстрами с хрустальными подвесками, покрыта лепным узором. На стенах этого зала помещались гипсовые барельефы-картуши, по верху, на уровне второго этажа, протянулся широкий многофигурный живописный фриз, выполненный фреской, а под балконами в массивных гипсовых рамах располагались три живописных панно, посвященных Великой Отечественной войне.






Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Лучшие образцы жилого, общественного и промышленного интерьера СССРИнтерьеры СССР, живописно-скульптурный декор (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии