Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: MilanaK


Опубликовано: Февраль 25, 2011

В общем же результате сбора, записи и систематизации всего созданного к первым векам нашей эры вместе со сводной историей Сыма Цяня оказались сохранены многие произведения устного и письменного творчества. Этот огромный фонд древних памятников обусловил наступление нового этапа - книжной учености, и лег в основу китайской культуры и образованности в последующие века. Он же послужил материалом для «возвращения к древности», предпринимавшегося неоднократно в различное время с различными задачами - консервативными и прогрессивными. В первом случае такое движение опиралось обычно на традиции, идущие от Конфуция; во втором - на другие, склонные к новаторству, течения античной мысли.

Преемственность в таких движениях была очевидна уже оттого, что новаторам противостоял все тот же, но значительно усилившийся враг - конфуцианское «ученое сословие». Так было, например, с одним из важнейших достижений культуры - книгопечатанием. Изобретенное даосами для размножения религиозных листовок в V в., подхваченное буддистами в VII в., оно уже с IX в. стало светским, а с XI в. перешло в Японию, Корею и другие страны. Однако конфуцианское правительственное киигопечание началось позже светского - с X в., причем против него даже в XI - XII вв. продолжали выступать такие известные конфуцианцы, как Су Дунпо и Чжу Си.

Та же даосская ересь наносила серьезные удары по авторитету господствующей церкви и вместе с вольнодумием способствовала таким подъемам в борьбе за светское начало против религиозного, которые обозначались как эпохи Возрождения и Просвещения.

Черпая у ранних даосов утопию о счастливом царстве без царей и господ, еретики развивают эту народную мечту и делают ее знаменем крестьянских восстаний; воспринимая древнейшие обряды, связанные с весенним обновлением, с вольным поведением, они поддерживают празднества карнавального типа; воплощая в народных картинах образы даосских бессмертных - безумцев или юродивых («один из основных мотивов Чжуан-цзы и Хуайнань-цзы». В. М. Алексеев), полных блаженства и презрения ко всем земным условностям, даосы вводят их в ту «смеховую культуру», которая противоборствует «серьезной» официальной культуре конфуцианства.

Развивая тезисы Ян Чжу о «человеческой природе», его призывы не идти против «своих естественных желаний», положение Чжуанцзы о «свободе естественным чувствам», вольнодумцы - поэты и новеллисты VIII - XII вв., переходят от дидактических рассуждений, от «высоких» придворных тем к повседневным, но коренным вопросам частной жизни, к миру интимных переживаний. Призыв к беспечности, без которой человек, по мнению Ян Чжу, не отличается от пленника «в тяжких оковах», слышится у таких бунтарей - певцов наслаждения, как Ли Бо, Лю Юн, поэтесса Се Тао. Обращение к наследию древних легистов в XI в. приводит к новым попыткам вырвать светскую власть - особенно в области суда, из рук духовных феодалов конфуцианцев; создать светские школы - Законоведения и Медицины с фармакологией. Все это вызывает к жизни публицистику и памфлет, как прямую форму политической борьбы в литературе. Так черпается материал у античных мыслителей в эпоху Возрождения для нового общественно - культурного движения, объективно означавшего «попытки создать новую светскую культуру, которая могла бы противопоставить себя феодально-церковной культуре средневековья».

Борьбу за отделение светской власти от духовной в законах, в образовании на новом этапе продолжают просветители. Отрицание у Чжуанцзы «деления на благородных и ничтожных» становится для них опорой при утверждении внесословной ценности человека, концепция того же мыслителя о «естественном» состоянии человека в далеком прошлом, о «естественной свободе» служит основой просветителям при разработке ими своих идеалов и в философских трудах и в произведениях крупной формы - романа, начиная от раннего - Ли Чжи (XVI -XVII вв.), до наиболее зрелых - У Цзиицзы, Цао Сюэциня, Ли Жучжэня (XVIII -XIX вв.).

Новаторство, к которому приводило такое «возвращение к древности», создавалось не сразу. В авторской новелле, например, появившейся вместе с городской повестью в VIII -XII вв., в Китае обнаружилась та «новая, первая современная литература», о возникновении которой в Италии и в других странах в эпоху Возрождения писал Ф. Энгельс. Однако к ее созданию привело решение вольнодумцев лишь «возродить» простой и естественный стиль «жизнеописаний» Сыма Цяня. Так благодаря иному прочтению древних памятников, наполнению их соответствующим иной эпохе содержанием каждый раз создавался и новый образ китайской античности.

в начало статьи Филология и теория древнекитайской поэзии 

ещё:

ЗРЕЛИЩА И ПЕСНИ "ЮЭ ФУ"

Первые индивидуальные поэты

Ораторское искусство и философские школы Китая

Обрядовая песня в Китае

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КИТАЯ - Трудовая, любовная, лиро-эпическая песня

Мифология древнего Китая

Введение в литературу древнего Китая

 




« Предыдущая страница | Страница 7 из 7





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Историография древнего Китая.

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии