Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: MilanaK


Опубликовано: Февраль 25, 2011

Филология и теория поэзии. Оформление конфуцианской церкви и даосской ереси

   Стремление к обобщению и объективные возможности для него в Китае, как и в Греции эпохи эллинизма, в Риме периода империи, были вызваны объединением и последовавшим затем экономическим подъемом. Они обусловили обращение значительного числа людей к работе в области культуры, а также необходимую материальную поддержку властителей. Однако эти общие предпосылки принимали в Китае свои особые формы политической и идеологической борьбы, в которой старые традиции приобретали новые черты.

Легистские реформы, проводившиеся в середине IV в. в царстве Цинь, привели в нем к образованию в значительной мере светской власти. При этом Цинь настолько усилилось, что сумело завоевать все остальные царства. Однако распространение на всю страну тех же реформ, централизация государственного аппарата с назначением сверху должностных лиц при введении административно - территориального деления и управления, единых законов, монеты, мер и весов, начертания иероглифов и др. натолкнулось на ожесточенное сопротивление старой знати с ее идеологами - конфуцианцами. Против таких сепаратистов в борьбе за молодое государство пришлось принять ряд решительных мер: конфисковать оружие, переселить более сотни тысяч самых сильных семей в столицу и, наконец, «изъять песни и предания, изречения всех учителей» (эдикт 213 г.), чтобы пресечь «рассуждения о древности», которые давали возможность «порочить современность», школьное же дело передать простым писцам.

Однако за немногие годы царствования Циней (221 - 207) сломить наследственную аристократию не удалось. Сразу после смерти Шпхуана (210 г.) она примкнула к одному восстанию, к другому, а затем сумела снова прийти к власти, и восстановить древнюю теократию, приспособив ее к новым условиям. В дальнейшем, вследствие почти непрерывного господства конфуцианцев, настоящая картина царствования Циней и прогрессивных мероприятий легистов оказалась искаженной. Пострадавшими при них объявлялись только конфуцианцы, несмотря на то, что «изъятию» подлежали «изречения всех учителей», при сохранении всего, относившегося к естественным знаниям (по земледелию, садоводству, медицине, фармакопее, включая и гадание). Хотя записи уничтожались царями и раньше, а казни «за хранение книг» совершались и позже (причина плохой сохранности памятников эпохи Цинь), в Китае был ославлен как «сжигатель книг» один Цинь Шихуан. Он обвинялся в «истреблении конфуцианцев» и др., вопреки фактам: оба древних историографа - и Сыма Цянь, и Бань Гу сообщали о том, что конфуцианцы продолжали благополучно служить при циньском дворе. Их присутствовало более тридцати на совещании у второго циньското императора в момент восстания 209 г. После этого совещания самый видный из них Шусунь Тун сбежал в свои родные края, где занимался с целой сотней учеников вплоть до воцарения династии Хань. От имени первого ее императора он ездил к другим конфуцианцам, приглашая их ко двору для создания нового ритуала. Шусунь Тун сумел и при новой династии оказаться в чести, пристроить на хорошие должности собственных учеников и добиться награждения других конфуцианцев. Лишь умолчание об этих фактах позволило веками раздувать обвинение, прозвучавшее наиболее резко в докладе на высочайшее имя (ок. 140 г.) нового пророка, основателя конфуцианской теологии Дун Чжуншу. Утверждая, что «Цини ввергли народ Поднебесной в небывалую смуту», что «остатки циньского яда в народных обычаях и поныне еще не искоренены», он славил Хапей и особенно императора Уди за его «благоволение к конфуцианцам». Дун Чжуншу и добился, по словам историографа, Бань Гу, «возвышения конфуцианцев и изгнания сотни (всех остальных) школ». Так хранители старых обычаев - конфуцианцы, сумели одержать верх над легистами и предавать их «анафеме» вместе с первым императором Шихуаном на протяжении веков.

 1 2 3 4 5 6 7

 


Страница 1 из 7 | Следующая страница »





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Историография древнего Китая.

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии