Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: MilanaK


Опубликовано: Февраль 8, 2011

  Появление первых легистов в VII -VI вв. и положило начало идеологической борьбе, сопровождавшей попытки провести реформы, подобные той, что в 594 г. провел в Афинах Солон, открыв, по характеристике Ф. Энгельса, «ряд так называемых политических революций, причем сделал это вторжением в отношения собственности» .

Каждая такая попытка вызывала яростный протест сторонников аристократии.

«...Разве станет почитать знатных народ, обладающий такими треножниками? Разве знатные сумеют сохранить свое наследие? Что это будет за государство без порядков, установленных для знати и простолюдинов?!».

В этом выступлении против законов на треножнике, отлитом в 512 г., Конфуций (VI -V вв.) прямо заявил, что писаный закон, известный каждому, это угроза власти аристократии. Такой закон подорвал бы основанную на культе предков власть старшего в роде, как единственного вершителя судеб всех рядовых его членов, прикованных к нему не только силой богатства и высокого положения, но и всеми богослужебными обрядами (жестокая, же формула «казнить без снисхождения», идущая от обычного права, была общей и у легистов и у конфуцианцев). И, действительно, признание полновластия царя и передача суда чиновникам, не связанным с культом предков, представлявшим светское

начало, должны были в значительной мере ослабить китайскую теократию. Эти цели и вырабатывались в процессе развития учения легистов, в виде попыток поставить закон (фа), на место религиозного обряда (ли). Так, ранний еще во многом связанный с традицией Гуаньцзы утверждал, что закон появился вместе с царем, до обряда, при выходе человека из «звериного состояния»; а Шан Ян (IV в.) уже говорил, что мудрый царь «не следует обрядам», и относил священные обряды вместе со всем религиозным преданием к числу таких же, как саранча, «паразитов».

Эта идеологическая борьба способствовала появлению философских школ - легистской, даосской, конфуцианской, моистской и других, разделению всех мыслителей на различные лагери, в первую очередь - на новаторов и защитников традиции. В качестве последних выступили конфуцианцы, создававшие свой культ прошлого. «Конфуцианский консерватизм... не хочет знать ничего нового», неоднократно подчеркивал В. П. Васильев. Конфуций сам о себе сказал, отмечали В. М. Алексеев и Н. И. Конрад, что он «ничего не изобретает, а только передает... то, что создано еще в Древности». Именно за это критиковал его школу Моцзы (V в.):

«Конфуцианцы... говорят еще: «Благородный передает, а не создает». Отвечая им, скажу: «В древности и создал лук, Юй - броню, Сочжун - колесницу, а Цяо Чуй - лодку... Ведь для того, чтобы другие могли повторять, кто-то должен был изобрести. Вот те, кто повторяет, и есть ничтожества».

Утверждая необходимость «изменений», Лаоцзы (VI в.), как и Гуаньцзы, отстаивал даосскую концепцию развития. В полемике с противником наиболее ярко выступал представитель той же школы - Чжуанцзы (IV в). О.ч требовал нового в познании: «все люди почитают то, что познано знанием, а не ведают, что познание начинается лишь после того, как... познают непознанное»; изображал Конфуция хранителем дедовских обычаев, который «подбирает залежалые чучела собак времен прежних царей». Чжуанцзы осуждали пристрастие к старине, и характеристику речей: «Семь из десяти - речи почитаемых, слова уже высказанные... Если человек ни в чем не опередил других, у него нет человеческого пути. Такого... назовем прахом человека». Этим выступлениям Чжуанцзы противопоставлял свои собственные: «Речи всегда новые, как вино из чарки, совпадают с естественным началом; поэтому и развиваю их беспредельно». Прямо противоположный подход к традициям и к новаторству в различных школах уже в середине первого тысячелетия до н. э. раскрывался здесь со всей очевидностью. Но полемика между школами этим не ограничивалась, она развертывалась чуть ли не по всем вопросам политического и философского, этического и эстетического характера, способствуя вместе с тем большому подъему ораторского искусства. Свойственная же всем ранним произведениям образность, требовала их изучения с помощью художественно - эстетического анализа.

в начало статьи Ораторское искусство и философские школы Китая




« Предыдущая страница | Страница 2 из 11 | Следующая страница »





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Обрядовая песня в КитаеПервые индивидуальные поэты Китая »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии