Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: MilanaK


Опубликовано: Февраль 2, 2011

 

Из шутливых и насмешливых песен вырастали обличения, которые соединялись с поучением - дидактическим фольклором. Но хотя право царей на поучение, а певцов - на высмеивание и сатиру было записано в древнейшем трактате: «Высшие с помощью песен поучали низших, низшие с помощью песен обличали высших...», однако в «Книге песен» оказалось собрано больше произведений дидактического характера. Такова, например, жалоба воинов на незаконную задержку их на службе:

Мы когти и клыки царя.

За что же, старший, ты заставил нас скорбеть? Ведь прокормить нам надо матерей (II, IV, 1).

(Перевод В. Зайцева)

Таково и сравнение плохих советников царя с полчищами саранчи («Небо благое» III,III,11), поучение царя («Будем почтенья полны» IV, 111,3) и предостережение против внутренних раздоров:

О горе! Сограждане, братья, друзья! Мятеж разразиться готов. Так что же из вас не встревожен никто Судьбой матерей и отцов? (II, III, 9)

(Перевод В. Зайцева)

К дидактическому фольклору относятся и малые формы: пословицы, поговорки. Они известны из многих произведений устного характера - из ряда песен и из прозаических выступлений ораторов. В речах политического и иного характера часто встречаются ссылки на запечатленную в них народную мудрость.

В пословицах и поговорках раскрываются моральные идеалы, семейные устои. В них говорится, например, о сплочении близких: «У себя в доме братья в ссоре, но, выйдя из дома, дружны в отпоре» или «отрежут губы - станут стынуть зубы»; о многочисленной родне «что тыквы на плетях»; о семейной чести «к чистому зеркалу ни пыль, ни грязь не пристанет»; о женитьбе «лучше всех та служанка, что куплена на своей улице, лучше всех та жена, что сосватана в своей деревне». Выражается в них и презрение к женщине: «муж стену строит, жена - разрушает».

В пословицах отражается наблюдательность, народная сметка: «иней падет - травы, цветы увядают, вода разольется - и все оживает»; «сильный ветер, проливной дождь - не на весь день, солнце в зените - лишь миг один»; «в малый мешок не вместить большой вещи, с короткой веревкой не достать воды из глубокого колодца»; «с прямого дерева рубку начинают, со сладкой водой колодец первым исчерпают»; «не действуй кулаками, распутывая пряжу, не пускай в ход алебарду, разнимая драку»; «и далекое путешествие начинается с первого шага».

В образных выражениях высмеивают глупцов: «лезет на дерево, рыбу ищет», прихвостней «лучше быть клювом петуха, чем задом буйвола»; осуждают людей болтливых: «сказанное слово не догнать и на четверке коней»; бессовестных «бесстыжий богатеет, болтливого прославляют»; слишком осторожных «спешит сделать прижиганье, когда нет заболеванья»; самонадеянных «богомол, в колее сердясь, топорщит крылья, думает повозке путь преградить». К числу таких насмешек можно отнести и небылицы, в которых, например, для выполнения обещанного назначались несбыточные сроки: «когда хлеба с небес дождем польют, когда у коня рога отрастут» или «когда у ворона побелеет голова», «когда деревянный ворон над конюшней мясом обрастет».

В пословицах и поговорках ярко отразились социальные противоречия времени. Во многих из них народ давал свою оценку войнам знати: «победил - стал во главе, разбит - остался в хвосте»; «победил - станешь знатным, проиграл - будешь сварен»; «пока крылья не окрепли - высоко не взлетишь»; высказывал и прямое предупреждение царям: «как бы тайно не решал, от народной молвы не скроешь»; «не высматривай рыбу в пучине - накличешь на себя беду, не считай, сколько людей скрывается, накличешь на себя гибель»; резко обличал знать и произвол ее суда: «мелкого вора - в тюрьму, крупного вора - на царство»; «укравшего крючок - на плаху, укравшего троп - на царство»; «кто тысячью монет обладает, тот на плахе не умирает». Образные выражения говорили и о силе народа: «коль многие станут бранить - до мозга костей проймет»; «многие крылья взмахнут -и корабль перевернут»: «масса вздохнет - и металл расплавит»; «масса возьмется -и ось у колесницы согнется». В этих отшлифованных веками «лозунгах древности» (М. Горький) дошли до нас и опыт народа, и поучение, и открытое обличение власть имущих. Все это говорило об остатках демократических порядков, сохранившихся со времен первобытнообщинного строя, и о вере народа в свои силы в борьбе против, поработителей и угнетателей.




« Предыдущая страница | Страница 5 из 5





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Мифология древнего КитаяОбрядовая песня в Китае »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии