Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: marina51


Опубликовано: Январь 30, 2011

Введение в литературу древнего Китая начало

   В эпоху империи складываются культурные центры при дворах знатных меценатов и самого крупного из них - императора. Они придают династии блеск, особенно с царствования Уди (II в.). Славу ее увеличивает целая плеяда талантливых поэтов, начиная с Цзя И (III -II вв.). При Уди оформляется придворная ода - основной жанр поэтов первой империи, развившийся из лирики Цюй Юаня. Первый и самый крупный одический поэт Сыма Сянжу (II в.) создает торжественный, полный пафоса стиль и посвящает свои произведения воспеванию огромных пространств империи и мощи ее властителя.

Для упрочения авторитета династии было привлечено и народное творчество. Тот же Уди учредил Музыкальную палату для сбора и распространения народных песен, якобы возрождая уставы легендарных правителей «золотого века», как их законный преемник. Основой ему служило предание о том, что мудрые государи далекой древности судили по песням о настроениях народа и считались с ними в делах правления. Эти песни, как с XI в. их собрание «Юэ фу», стали неисчерпаемым источником вдохновения для передовых поэтов средневековья. Ими и заключается творчество китайского парода древнего периода.

В эту эпоху, в соответствии с новыми условиями, появилось стремление подвести итоги развития в самых различных областях культуры и выработать в каждой единую систему. Эта тенденция проявилась еще в конце III в. при первом объединителе Китая - Шихуане, императоре кратковременной династии Цннь. Уже при нем ввели «единство в начертаниях иероглифов и в ширине колеи на дорогах», появился первый сводный письменный памятник« Весна и осень Люя».

В эти века в Китае зарождается филология. Появляются первая поэтика, первый словарь и сочинение о диалектах.

Однако наибольшее внимание привлекают сбор, редактирование и комментирование древних памятников. В процессе этой работы текстам зачастую придается новый характер. Так, при восстановлении памятников философской мысли из конфуцианской и из даосской школ выделяются течения, которые соединяют философию с религией. Поэтому полемика между школами продолжается в дальнейшем не только в области философии. Даосизм и конфуцианство начинают бороться друг с другом как ересь и господствующая церковь в условиях сохранения теократии. Такие же общенародные памятники, как «Книга песен» и «Книга преданий», приспособляются для нужд одной конфуцианской религии.

Наибольших успехов в это время достигла историография. Стиль летописи, прошедший долгий путь развития с VIII в. от примитивной хроники «Весна и осень», завершается во II -I вв. созданием «Исторических записок» китайского Геродота - Сыма Цяня. Этот огромный свод мифического, легендарного и исторического материала начиная с III тыс. и кончая II в. до н. э. послужил в дальнейшем образцом для историографов в самом Китае и в других странах дальневосточного региона.

Раздел древней литературы важен как исходный пункт всей литературы Китая, которая черпала свои традиции лишь в собственной античности, ибо до конца XIX в. не знала других литератур мира, кроме индийской, связанной с религией буддизма в средние века. Этот раздел курса важен также для изучения литератур Кореи, Вьетнама, Японии. На эти страны Дальнего Востока можно распространить слова Н. И. Конрада по поводу китаизма «вторжения китайской цивилизации» в Японию. «Китаизм действовал и на одном полюсе - в области материальной культуры (в лице развитой хозяйственной техники), и на другом - в области мировоззрения (в сферах религиозных представлений и, в особенности, политико-правовых воззрений)»2. Заимствования у Китая нельзя игнорировать, хотя не следует их преувеличивать, ибо самобытное творчество каждого народа, естественно, занимало в его литературе первое место, как писала, например, о Японии, профессор Е. М. Колпакчи: «В эпоху раннего феодализма... существовал Китай, у которого учились всему, начиная от ремесел и кончая принципами государственного устройства. Существовала Корея, нередко выполнявшая роль передаточного звена между Китаем и Японией. Существовала где - то на западе Индия - страна чудесных легенд и буддизма. Но центром мироздания была страна Ямато, Япония...». Таким же центром мироздания для корейцев и вьетнамцев оставались также их собственные страны.

Следует учесть и то обстоятельство, что общность в культуре народов Дальнего Востока создавалась также сходством в условиях жизни и хозяйствования (вызвавших, например, легенды о солнцах, сжигающих землю, о драконах, повелителях вод и др.); в культе животных и предков (от которого произошли, например, театральные маски); в окружавшей их природе, царстве птиц, животных, растений (одинаковая роль, например, лотоса и бамбука в поэтической образности). Однако ряд общих черт был обусловлен теми достижениями в науке, технике и культуре, которые уже были созданы в Китае до того, как соседние с ним народы вступили в исторический период своего существования. Для этих более молодых стран Дальнего Востока древняя, а затем и средневековая культура Китая явились тем же, чем для Европы - культура античности. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и Рима. А без основания, заложенного Грецией и Римом, не было бы также и современной Европы»,писал Ф. Энгельс. Эти слова, говоря о Дальнем Востоке, следует отнести к античному Китаю.

Широко известен тот факт, что Вьетнам, Корея, Япония заимствовали из Китая иероглифы и с ними удобные материалы и средства для письма - шелк, бумагу, тушь и кисть, а позже - книгопечатание. Вместе с письменностью эти народы переняли у Китая уже сложившуюся историографию и изящную словесность. Китайский язык на Дальнем Востоке, как и латынь в средневековой Европе, стал средством дипломатического, научного и религиозного общения, а знание его, как и путешествие в Китай, являлось признаком образованности и утонченности.




« Предыдущая страница | Страница 3 из 4 | Следующая страница »





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Мифология древнего Китая »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии