Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: marina51


Опубликовано: Январь 30, 2011

   Первым письменным памятником явилась единственная дошедшая до нас летопись «Весна и осень», в которой по приказу царя очень скупо регистрировались, события между 722 - 481 гг. Регистрация пространных устных выступлений зародилась раньше («Речи царств», X - V вв.), но сначала эти выступления по делам государственной важности просто запоминались «историками», соединились же с записью, видимо, только во второй половине I тысячелетия. В источниках, записанных позднее, сообщалось о двух специальностях - летописцев и логографов: «дела записывали левые историки (писцы?), а слова - правые» («Книга обрядов»).

Свидетельств о процессе устной передачи сохранилось немало. Так, Мэнцзы (IV - III вв.), например, делил героев древности на тех, кто воспринимал учение мудрецов в личном с ними общении, и тех, кто знал о нем «понаслышке» («от Яо и Шуня до Тана пятьсот с лишним лет, Юй и Гаояо видели их и узнали о них, а Тан узнал понаслышке...»). Не только при дворах царей, но и в различных школах создавалось и бытовало учение мыслителей, известных с середины I тысячелетия. Китайская традиция сообщала, например, что речи Конфуция записывались не им самим, а его учениками и учениками его учеников, что записи были сведены в книгу «Изречений» еще позже. Таков же был процесс создания и других памятников эпохи. При этом записи велись в той же школе в среде приверженцев данного учения, охранявшегося почитанием (иногда даже культом) его основателя, их точность в какой - то мере подтверждалась совпадением цитат и другими свидетельствами. Поскольку же дата письменной фиксации памятников отсутствовала, то речи определялись временем их произнесения, т. е. жизни того или иного деятеля: Лао-цзы - шестым веком, Конфуция - шестым - пятым вв. и т. д. В сводных памятниках отдельной датировки требовал каждый эпизод - по годам жизни его участников.

Самые же ранние памятники народного творчества, создававшиеся со времен первобытнообщинного строя, оказались записанными позже всех остальных - лишь во II в. до н. э. Они появились в виде сводов «Книга песен», «Книга преданий», «Книга перемен (гаданий)», «Книга обрядов», и вместе с летописью «Весна и осень», включая три комментария к ней, вошли в состав конфуцианского канона Пятикнижие«священной библии» (В. М. Алексеев). Древнекитайский фольклор дошел до нас, следовательно, в обработке определенной школы на устной стадии развития словесности. При его записи классовый отбор еще усилился с помощью тенденциозных толкований, которые продолжались и позже, на протяжении средних веков и нового времени, ибо Пятикнижие со II в. до н. э. составило основу и книжной учености и конфуцианской религии. Однако вопреки такой обработке современные методы изучения фольклора позволили вскрыть разновременные пласты в этих памятниках и реконструировать подлинно народное творчество древних китайцев.

Изучение основных памятников дает возможность раскрыть процессы развития китайской словесности на протяжении древней истории от первобытного синкретического искусства к его расчленению и выделению из раннего действа собственно песен - но - поэтического творчества; от красноречия на доисторической ступени развития к ораторскому искусству классового общества и к художественной прозе, которая начинает выделяться из прозы исторической и философской; от устного творчества к письменному, от общенародного, безымянного к индивидуальному, авторскому.

Народная песня (зафиксированная в «Кинге песен») развивается от самой ранней трудовой. В ней вырабатываются система образности, стихосложение, отражается все более широкий круг проблем общественной и личной жизни и создается эпическое повествование о героях исторических, легендарных и мифических, хотя последних сохранилось очень мало. С эпической песней, наиболее сложной по форме связано и появление профессиональных певцов. В народной песне, записанной в конце периода (собрание «Юэ фу»), еще большего развития достигает лирика и эпический жанр (например, «Песнь о скорби»).

Раннее красноречие (по памятнику «Книга преданий») все более совершенствуется и с усложнением общественной жизни при развитии рабовладения (по записям «Речи царств», «Речи борющихся царств») в условиях ожесточенной идеологической борьбы завершается созданием ряда философских школ как наивно материалистического направления (даосы), так и идеалистического (конфуцианцы). Изложение учения этих школ и полемика между ними, записанные в ряде трактатов, привели к развитию риторики« Дао де цзин» Лао-цзы, «Изречения» Конфуция и др., что способствовало оформлению стиля, характерного для каждой школы, а затем и выделению индивидуальных авторов.

Народная песня и созданные в ней художественные средства, приемы красноречия и жанры монолога и диалога, выработанные в искусстве ораторов, обусловили совершенство произведений уже первых поэтов Китая - Цюй Юаня (IV - III вв.) и Сун Юя (III в.). Индивидуальная лирика у них оставалась еще в значительной мере связанной с религиозными верованиями, философией и дидактикой (свод «Чуских од»).




« Предыдущая страница | Страница 2 из 4 | Следующая страница »





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Мифология древнего Китая »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии