Статьи  >>  Литература древнего Китая
От: marina51


Опубликовано: Январь 30, 2011

Введение в литературу древнего Китая

   Археологические материалы и предания древнего Китая позволили проследить развитие одной из древнейших цивилизаций мира, зародившейся в бассейне реки Хуайхэ, на равнине, примыкавшей к Бохайскому заливу. В ней выявились черты первобытнообщинного строя, процесс его разложения, появления классов и к концу II тысячелетия до н. э. государства. Более многочисленные памятники свидетельствовали о дальнейшем развитии рабовладельческого общества в I тысячелетии до н. э., об образовании многих мелких царств, их вражде между собой и объединении страны в империях Цинь (221 -207 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. -220 г. и. э.). Этот высший этап развития рабовладельческого общества в Китае сопровождался обострением классовых противоречий и закончился мощным взрывом восстаний рабов и свободных бедняков («Краснобровых», «Желтых повязок»), которые привели к распаду империи и древнего общества. Но за последний четырехвековый период объединения сложилась китайская народность -хань, и представление о единстве страны и народа, благодаря сохранению преемственности, не исчезало и за века последующей феодальной раздробленности. Непрерывность развития обусловила такую прочность традиций, что и настоящее данной страны нельзя понять без знания ее самого отдаленного прошлого.

Древнекитайская литература представлена в памятниках различного характера -устного и письменного, поскольку развитие речи -и обиходной и художественной -значительно опередило развитие письма. Об этом говорило обучение юношей в древнейших школах «песням, обрядам, стрельбе из лука»; только к середине I тысячелетия до и. э. вместе с «управлением колесницей» к ним добавились «письмо и счет», занимая все еще последнее место. Об этом свидетельствовало и огромное расхождение между сложным содержанием памятников устного творчества и примитивными средствами записи. В самых ранних датируемых XIV в. до н. э. гадательных надписях среди иероглифов наблюдались еще рисуночные знаки (пиктограммы), а материалом для письма служили лопатки жертвенных животных и панцири черепах. С XII в. таким материалом начали служить бронзовые сосуды, с начала I тысячелетия - бамбуковые планки, а с

III в.шелк, который в I -II вв. н. э. сменила бумага. Для последних материалов появились и новые средства для письма - кисть и тушь.

Гадание, записывавшееся на костях и панцирях, являлось предметом высокого ритуала - общения с богами, душами предков, а поэтому применение того же материала для частных записей исключалось. То же самое относилось и 'К бронзовым сосудам, на которых вырезались дарственные царей. Редкость подобного материала мешала его широкому распространению. Только следующий по времени, более дешевый и доступный, не имевший «высокого назначения» материал для письма - планки из дерева или 'бамбука - носил на себе следы «брошюровки». В верхнем углу дощечки просверливалось небольшое отверстие, через которое продевался кожаный или шелковый шнур, и ряд планок связывался в пачку.

Правда, археологи редко находили подобные планки, они недолговечны. Однако достоверность их не подвергалась сомнению, ибо бамбук, сосуществуя с дорогим шелком, дожил до изобретения бумаги, и о нем осталось много свидетельств. Длинные, тонкие планки сыграли большую роль в развитии китайской книги, дали форму строке, которая читалась сверху вниз. Об этих планках говорили названия книг («Бамбуковые летописи»), начертания иероглифов, обозначающих «главу», «часть», «тетрадь» и др.

Но у бамбука были свои недостатки. Выписывание иероглифов усложнялось несовершенством орудия письма: знаки выводились палочкой, острие которой обмакивали в лак, при ошибке написанное приходилось счищать ножом. Создание рукописи занимало значительное время. «Книги» же из планок оказались громоздкими и тяжелыми. О трудах одного из древних философов, например, говорилось: «Его книга занимала пять повозок».

Таким образом, археологические данные свидетельствуют, во - первых, о том, что на материале, предшествовавшем бамбуковым планкам, произведения крупной формы записываться не могли; во - вторых, что записанные на планках произведения могли насчитывать лишь немногие экземпляры и поэтому продолжали передаваться чаще знающими их наизусть, чем по рукописи, т. е. бытовали больше в устной традиции, чем в письменной. Поэтому речь о подлинной книге может идти лишь с применением для рукописей шелка, т. е. с III века. до н. э., а  распространение книги началось только после изобретения дешевого материала - бумаги, т. е. с первых веков нашей эры.

Введение в литературу древнего Китая начало




Страница 1 из 4 | Следующая страница »





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Мифология древнего Китая »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии