Статьи  >>  Ювелирное искусство и изделия
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Старшее поколение азербайджанских ювелиров

   Мелкий травный орнамент, почти сплошь заполняющий поверхность изделия цветным «ковровым» узором, весьма характерен для ювелирного искусства того времени. Многие азербайджанские ювелиры владели в совершенстве не только традиционными техниками филиграни, чеканки, гравировки и тиснения по металлу, но также чернью и эмалью.

В послевоенные годы от уникальных, музейно-выставочных экспонатов азербайджанские художники постепенно переходят к созданию изделий более современных и массовых. В этот период успешно трудятся мастера старшего поколения Г. Ашумов, Г. Гулиев и народный художник Азербайджанской ССР Л. Керимов. Последний известен не только как замечательный художник-орнаменталист, график и ковродел, но и как искусный ювелир, автор ряда уникальных изделий, богато украшенных золотом, перламутром, слоновой костью, чеканкой, эмалью.

Если старшее поколение азербайджанских ювелиров продолжает работать в русле старых традиций, то молодые художники Бакинской ювелирной фабрики стремятся, исходя из тех же традиций, создавать более современные изделия. Многие кольца, серьги, перстни, браслеты, кулоны работы Д. Мамедовой, К. Алиева, Д. Джафарова и других отличаются поисками простых органичных форм и вместе с тем стремлением использовать богатую узорчатость и многообразие орнамента, свойственные азербайджанскому народному искусству.

До конца 60-х годов в Казахстане и республиках Средней Азии государственная ювелирная промышленность отсутствовала. Что же касается нескольких молодых художников Туркмении, Казахстана и некоторых других республик, которые пробовали свои силы на предприятиях Художественного фонда, то судить об их творчестве тех лет было бы преждевременно.

Перелом в русском ювелирном искусстве

   Если художники Прибалтики и Закавказья уже в 50-е годы значительное внимание уделяли возрождению своих национальных традиций, то русские традиции в силу ряда причин долго еще не были в сфере внимания ювелиров РСФСР. В их работах 50-х - начала 60-х годов можно найти следы подражания самым различным художественным манерам и стилям, в них нет того единства художественного направления, которое характерно для творчества их коллег в других союзных республиках. Однако 60-е годы ознаменовали решительный перелом в русском ювелирном искусстве.

Этот период был очень плодотворным для многих талантливых московских художников, каждый из которых по-своему разрабатывал близкую его дарованию область ювелирного искусства. Так, например, с именем С. Евангулова связана особая «скульптурная» линия в ювелирном деле: это миниатюрный рельеф или вырезанные на полудрагоценных камнях геммы или маски из серебра, твердого дерева, янтаря, составляющие основу композиции его перстней, ожерелий и кулонов. Итогом его многолетней творческой работы явилась персональная выставка художника, состоявшаяся в 1973 году.

С. Буданов известен как специалист по обработке уральских камней - яшм, малахита, орлеца. Его многочисленные броши, туалетные наборы, пепельницы и т. п. говорят о бережливом и вдумчивом отношении к природным декоративным качествам материала, об умении создавать произведения простые и красивые.

Прекрасные образцы ювелирных украшений с русскими самоцветами создал художник А. Голиков, работающий на Бронницкой ювелирной фабрике.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Судьба армянского ювелирного мастерстваОригинальные творческие произведения »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии