Статьи  >>  Ювелирное искусство и изделия
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Судьба армянского ювелирного мастерства

   Технику эмали, черни, чеканки и гравировки Магомедова мастерски сочетает с использованием цветных камней - бирюзы и кораллов, а также кусочков керамики, перламутра и жемчуга, что придает ее изделиям особо декоративный характер.

   Судьба армянского ювелирного мастерства в общих чертах имеет много сходного с грузинским: большие достижения в далеком прошлом, путь постепенного упадка во второй половине XIX столетия и возрождение, начавшееся в послевоенные годы. К началу 70-х годов мастерство армянских ювелиров стояло на высоком уровне. Их ряды пополнились квалифицированными мастерами, окончившими наши учебные заведения, а также возвратившимися на родину из Египта, Турции, Ирана, Сирии, Болгарии. Характерно, что, несмотря на неизбежное в этом случае разностилье, проявление черт модернизма и эклектики, творчество армянских художников сохраняет в своей основе самобытные особенности народного искусства. Это проявляется как в выборе материала (серебро, бирюза, кораллы и оникс), так и в трактовке украшений, где основную роль играет традиционный армянский орнамент, слагающийся из сочетания растительных мотивов и причудливых фигур животных и птиц, обильно покрывающих поверхность многих изделий.

Блестящую плеяду мастеров современного армянского ювелирного дела возглавляют В. Ацагорцян (умерший в 1967 г.), Н. Куюмджян, Г. Тер-Гевондян, А. Акопян, Ж. Чулоян, А. Пилипосян и ряд других художников. На их творчество ориентируется талантливая молодежь. Лучшие изделия армянских ювелиров привлекают не только отточенностью и совершенством технического исполнения, но и огромным разнообразием сюжетных и орнаментальных мотивов.

Ювелирное искусство Азербайджанской ССР

   В отличие от грузинских мастеров художественного металла для армянских мастеров характерно стремление к обогащению изделия украшениями. Крупные и массивные, серебряные с бирюзой или с кораллами браслеты, кулоны, серьги, свитые из тончайшей филиграни украшения ваз и чаш отличаются виртуозной техникой исполнения.

Они воспринимаются как своеобразная поэма о серебре - то ярком и блестящем, то матовом, отливающем стальным блеском или переливающемся радужными бликами. Несмотря на сочетание различных техник и приемов, здесь нет перегруженности деталями. Происходит это потому, что композициям армянских ювелирных изделий, как правило, свойственна строгая продуманность, а выбор материалов и приемов украшения всегда соответствует форме предмета; этим достигается гармоничное равновесие фона и орнамента, камней и металла.

В основе современного армянского ювелирного искусства лежит вдумчивое, творческое восприятие народных традиций. Путь его развития во многом сходен с развитием других видов современного армянского искусства, прежде всего с керамикой, где эта народная основа в сочетании с современными декоративными формами, очень условными и обобщенными, дает ряд удачных примеров композиционной цельности и согласованности этих изделий с архитектурным ансамблем.

Ювелирное искусство Азербайджанской ССР развивалось весьма медленными темпами и в нем до недавнего времени не наблюдалось каких-либо новых художественных явлений, хотя в довоенные и в послевоенные годы там были опытные искусные мастера усто Гуль-Бала, усто Ибрагим и А. Гаджихалыков - автор уникальной обложки, выполненной из серебра с чернью и эмалью, альбома, посвященного 15-летию Азербайджанской ССР.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Мастера литовского ювелирного делаСтаршее поколение азербайджанских ювелиров »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии