Статьи  >>  Ювелирное искусство и изделия
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Мастера литовского ювелирного дела

   Чаще всего шлифуются лишь поверхности, а остальное оставляется почти необработанным, в виде пенистой фактуры. Это дает возможность наиболее полно выявить декоративные возможности материала.

Мастера литовского ювелирного дела работают также с серебром и эмалью, кованым железом, чеканкой и гравированной медью и т. д. Логичность и простота форм, условный язык орнамента и сюжетных изображений, мужественный и суровый стиль роднит их искусство с работами литовских витражистов и скульпторов, керамистов и чеканщиков, создающих декоративные панно для общественных интерьеров. Всем им свойственно чувство материала и виртуозное умение выявить его природную красоту. Сочетание нескольких почти необработанных кусочков янтаря, смело положенные штрихи или капельки эмали на металле, контрасты поверхности придают их произведениям неповторимое своеобразие.

Следует упомянуть и о произведениях художников Калининградского янтарного комбината А. Меоса, Э. Лиса, В. Митянина, Г. Сторчака, созданных в конце 60-х - начале 70-х годов. Их многочисленные кулоны, браслеты и ожерелья отличаются оригинальными композиционными решениями. Различно обработанные куски янтаря, лишь кое-где дополненные металлом, смотрятся подлинной драгоценностью.

Если литовская школа ювелирного искусства насчитывает два-три десятилетия, то ювелиры Латвии имеют значительно больший опыт работы. Их основная творческая база - художественно-промышленные цехи комбината «Максла» в Риге и Лиепае. Здесь работают такие мастера ювелирного дела и художественной обработки металла, как Э. Аунынь, А. Найка, К. Бурка, Д. Бодниек, Э. Вейдеман, Г. Круминын, замечательные художники янтаря В. Ансулис, М. Бурве, X. Катерлиня и другие.

Замечательное древнее искусство грузинских чеканщиков

   Латвийские ювелиры обладают богатым практическим опытом в различных техниках ювелирного искусства - ковке, чеканке, литье, эмали, гравировке и т. п. Излюбленные материалы латвийских ювелиров - серебро, медь, латунь, железо и, конечно, янтарь. Правда, их изделия из янтаря уступают литовским. В Латвии месторождения янтаря не так богаты, и потому латвийские мастера, сосредоточенные в Лиепае, во многом придерживаются старых приемов обработки и использования янтаря (сплошная шлифовка и небольшие инкрустации из янтаря в изделиях из металла).

Выставка декоративного искусства Литвы, Латвии и Эстонии в Москве в 1966 году показала значительные успехи ювелирного искусства этих республик, их национальную самобытность и высокое профессиональное мастерство, их стремление приблизить свои изделия к нуждам и стилю современной одежды и интерьера.

Не менее важную роль в развитии советского ювелирного искусства играют мастера Грузии, Армении и Азербайджана. Ювелирное дело в этих республиках имеет славные и богатые художественные традиции. Но и там его возрождение началось лишь в 50-е годы. Вплоть до московской выставки грузинской керамики и чеканки 1966 года, где в небольшом количестве показывались ювелирные изделия, мастера Закавказья не были широко известны.

Замечательное древнее искусство грузинских чеканщиков почти угасло к концу XIX века. Оно было возрождено в 50-е годы усилиями таких талантливых мастеров, как И. Очиаури, К. Гурули, Г. Габашвили, Д. Кипшидзе, и других. В основном это были молодые скульпторы, окончившие Тбилисскую Академию художеств. Изучая произведения ювелирного искусства в хранилищах музеев, они попытались воскресить это тонкое мастерство в современных изделиях. Начинали они с небольших кулонов, ожерелий, перстней, браслетов.

Монументально-декоративные работы для интерьеров

   Большая часть работ относится к 1956-1959 годам. В них были творчески переосмыслены принципы строгой продуманной композиции и обобщенности изобразительного языка, характерные для старой грузинской чеканки, керамики и резьбы по камню. Основным украшением становится у них не столько орнамент, сколько условно трактованные сюжетные изображения, четкий рельеф или графический силуэт которых прекрасно смотрится на гладкой поверхности блестящего либо матового металла. Благодаря творческой выдумке и мастерству миниатюрные медальоны с изображениями женских голов или браслеты с фигурами леопардов, выполненные из простой меди, латуни или алюминия, воспринимались в те годы драгоценными произведениями искусства. Со временем большинство грузинских чеканщиков переключилось на монументально-декоративные работы для интерьеров, получившие всеобщую известность.

Что касается собственно ювелиров, то их в Грузии пока немного. Здесь в первую очередь следует назвать М. Магомедову, дагестанку по происхождению, первую женщину, овладевшую древним искусством знаменитых кубачинских мастеров. М. Магомедова в совершенстве знает почти все ювелирные техники, в том числе и такие, как перегородчатая эмаль. Так как Магомедова много лет работала в традициях кубачинских мастеров, ряд ее изделий близок им по стилю. Но в конце 60-х - начале 70-х годов она постепенно отходит от этих традиций. Несколько ее изделий этого времени - браслеты, медальоны, чаши, перстни, выполненные из серебра и украшенные чеканными рельефами с изображением животных, - по ее собственным словам, были навеяны живописью Л. Гудиашвили, который помог Магомедовой в изучении основ композиции и рисунка. Эти произведения знаменовали новый этап в ее творчестве.







Скрыть комментарии (1)

Rita - Март 15, 2013

Фото для "Мастера литовского ювелирного дела" Фото для "Мастера литовского ювелирного дела" Фото для "Мастера литовского ювелирного дела"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие ювелирного искусства в Эстонии, СССР 60-е годыСудьба армянского ювелирного мастерства »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии