Статьи  >>  Ювелирное искусство и изделия
Опубликовано: Октябрь 27, 2010
Обновлено: Сентябрь 30, 2014

Развитие ювелирного искусства в Эстонии, СССР 60-е годы

   Несмотря на развитие в Эстонии самых различных техник и жанров ювелирного искусства, большинство современных мастеров отдает предпочтение чеканке и гравировке по серебру, меди, латуни. Этим художникам свойственно понимание декоративных свойств металла, умение наиболее выгодно обыграть и использовать особенности его фактуры и цвета с помощью гравировки, чеканки, травления и т. д. Не случайно поэтому в 50-е годы именно в Таллиннском художественном институте при кафедре художественной обработки металла существовало единственное в СССР отделение, готовящее ювелиров высшей квалификации. Эту кафедру возглавляла Э. Курель - одна из опытнейших эстонских мастеров ювелирного искусства, которая возродила почти забытую технику филиграни и освоила древнеиндийскую технику «бидри».

Признанным лидером эстонской школы ювелирного искусства долгие годы оставался Э. Адам-сон. Многие его ювелирные изделия с чеканкой и гравировкой связаны с древними, архаическими формами эстонского искусства и в то же время стилистически перекликаются с самыми новейшими исканиями мастеров декоративного искусства. Успешно применяет яркие эмали в украшении медной и латунной посуды Э. Реэметс. Новые, оригинальные декоративные и ювелирные изделия из травленого и различно окрашенного алюминия создает Л. Линнакс. Элегантность и тонкий художественный вкус отличают произведения из драгоценных металлов и камней X. Раадик, Ю. Вах-рамяэ и X. Пихельги.

Ювелирное искусство Советской Прибалтики трудно представить себе без янтаря, богатые месторождения которого встречаются па побережье Балтийского моря. Особенно широкое применение получил он в литовских ювелирных изделиях.

Работы с янтарем

   Вообще литовское ювелирное искусство (за исключением обработки янтаря) еще очень молодо. После организации в 1951 году в Вильнюсе республиканского Художественного института этому искусству стало уделяться серьезное внимание, и в 60-е годы литовские мастера достигли немалых успехов в данной области.

А в 40-х - начале 50-х годов натуральный янтарь шел для массовых поделок или как заменитель других драгоценных камней в брошах, серьгах, кольцах и т. п. В те годы художники словно не видели замечательных естественных качеств янтаря - его мягкого натурального цвета, богатой палитры тональностей, живой игры бликов. Они использовали куски янтаря лишь как фон для гравированных изображений «чего-то подобного живописным пейзажам».

В дальнейшем литовские ювелиры стремились полнее выявить природные декоративные свойства янтаря, его естественный цвет и фактуру. Одним из пионеров нового направления стал художник Ф. Даукантас. Его браслеты и бусы, выполненные в 1958 году из гладко отшлифованных кусочков янтаря, оказались прообразом многих замечательных изделий. Художники, сосредоточенные главным образом в Литовском художественно-производственном комбинате декоративного искусства «Дайле», развивают это направление. Особенно удачны работы с янтарем Э. Микулявичюса, Б. Микулявичене, Э. Ионушкайте, Э. Аугайтите и других.

Часто литовские ювелиры сочетают янтарь с металлической оправой (серебро, железо). При этом строго учитываются многообразные градации колористической гаммы янтаря от молочно-желтого, почти белого, до темно-коричневого, прозрачность и природная форма его кусков.






Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ювелирное искусство и художественный металлМастера литовского ювелирного дела »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии