Статьи  >>  Ювелирное искусство и изделия
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Ювелирное искусство и художественный металл

   Первые послевоенные годы не дали существенных сдвигов в советском ювелирном искусстве, но и тогда художники думали о его развитии. В докладной записке В. И. Мухиной в правительство выдвигается идея централизованного руководства всей художественной промышленностью, в том числе производством ювелирных изделий. Однако до 60-х годов положение здесь мало изменилось.

Декоративные изделия из мрамора, яшм, орлеца, ангидрида, селенита в виде ваз и шкатулок выпускались в послевоенный период заводом «Русские самоцветы» и ювелирно-гранильной фабрикой в Свердловске - этими двумя исконно русскими очагами ювелирного и камнерезного искусства. Творчество таких искусных мастеров, как Б. Гладков, В. Храмцов, Н. Стаценкова, Н. Кашина, Е. Васильев, поражает виртуозностью обработки камня и искусным сочетанием в одном изделии различных пород, умением оттенить естественные декоративные свойства так называемо)! «пейзажной» яшмы, малахита, амазонита и других уральских самоцветов. Ленинградская ювелирная фабрика в послевоенные годы производила в довольно большом количестве подарочные золотые и серебряные стопки, солонки, ситечки для чая, чашечки и тому подобные изделия.

В 60-е годы был принят ряд мер, направленных на улучшение организации планирования и централизации деятельности ювелирных предприятий. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 31 декабря 1965 года, в систему государственной ювелирной промышленности были переведены некоторые из бывших ювелирных промыслов. Учреждение в 1966 году Главного управления ювелирной промышленности при Министерстве приборостроения, автоматизации и средств управления СССР и создание при нем художественного совета, куда вошли известные мастера, искусствоведы, представители предприятий торговли, способствовало подъему ювелирного дела.

Ювелирное дело и художественная обработка металла

   Более полноценной становится массовая продукция фабрик, где больше внимания уделяется творческой работе художников, лучшие их произведения поощряются премиями и рекомендуются к тиражированию. На рубеже 60-70-х годов в СССР уже действовало свыше двадцати ювелирных фабрик, входящих в систему государственной промышленности. Некоторые из них специализировались на определенном виде продукции с учетом технических, сырьевых и художественных возможностей данного предприятия. Были созданы учебно-производственные мастерские и цеха.

Ювелирное дело и художественная обработка металла по праву занимают одно из первых мест в республиках Советской Прибалтики. Еще в 1955 году в Таллинне на межреспубликанской Выставке декоративно-прикладного искусства эстонские художники не только продемонстрировали замечательное мастерство в художественной обработке кожи, дерева, металла, но и сумели по-новому взглянуть на богатейшее наследие своего искусства. Здесь впервые наметился подход к ювелирному украшению как к важной составной части ансамбля одежды.

За послевоенные годы искусство эстонских мастеров прошло большой путь развития. Если вначале их изделия, в частности традиционные круглые броши, отличались композиционной перегруженностью и явным подражанием старинным эстонским фибулам, то довольно скоро подобная этнографичность была преодолена. Красоту и выразительность эстонские ювелиры стали видеть не в богатстве материалов, а в высокой культуре их обработки, в простоте и логичности форм вещей. В них видно глубокое осмысление и творческая переработка народных мотивов.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Развитие ювелирного искусства в Эстонии, СССР 60-е годы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии