Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Монументальные гобелены И. Литовченко и В. Прядко

   В силу целого ряда причин в 60-е годы гобелены чаще всего делают для выставок. Тем не менее, осуществляя замысел, автор невольно ориентирует свою работу на определенный тип современного интерьера - общественного или жилого. Но примеров включения гобелена в архитектурное пространство в ту пору встречается мало. Можно вспомнить большой гобелен братьев Гаха-рия на тему «Хоруми» для банкетного зала гостиницы «Иверия» в Тбилиси (1969). Формообразующую роль в интерьере играют монументальные гобелены И. Литовченко и В. Прядко, специально выполненные для оформления загса в небольшом украинском городе Александрия (1968).

Органично вошли в пространство интерьера парные гобелены Е. Просвириной «Иоганн Гутенберг» и «Иван Федоров», предназначенные для нового здания Центральной библиотеки иностранной литературы в Москве (1966). В их колорите (фиолетово-вишневом в одном гобелене, и золотисто-красном - в другом) красноречиво подчеркнута и выявлена историческая эпоха, в то же время цвет по-современному декоративен и эмоционален, а традиционная симметрия композиции (фигуры в центре, изображения городов и отдельных эпизодов из жизни героев - по бокам) вполне уместна в данной архитектурной ситуации.

Особое место среди гобеленов 60-х годов принадлежит серии из восьми произведений «Петровская сюита», выполненной группой ленинградских мастеров (Н. Моисеевой, Э. Морозовой, И. Куренковой и другими) для интерьера банкетного зала в гостинице «Ленинград». Тема и художественный язык этой большой работы были заранее «запроектированы» вместе с архитектурой здания, планировкой и общим решением внутреннего убранства зала. Это послужило залогом успеха.

Советские гобелены 60-х годов

   Гобелены органично вписаны в интерьер, образуя своеобразную панораму старого Петербурга с его знаменитыми памятниками, с кораблями петровской флотилии. Стилизация манеры под старинную гравюру (хотя гобелены многокрасочны) вполне оправданна, она служит для передачи духа Петровской эпохи и не выглядит нарочитым приемом. Художники нашли удивительно точный материал для данной темы, им стал лен, пеньковая веревка. «Петровская сюита» с традиционностью сюжета и манеры исполнения не «повисает в воздухе», как неожиданная картина прошлого; она перекликается с нынешним Ленинградом, его центром, полноводной Невой, которые видит каждый посетитель этого зала через большое окно, расположенное напротив стены с гобеленами.

Советские гобелены 60-х годов - новое явление в истории этого вида искусства. На сложение их стиля оказали воздействие не только декоративное искусство и архитектура, но и некоторые течения живописи и скульптуры. Созданием гобеленов заняты у нас многие художники, до недавнего времени не знакомые с этой работой. В очень короткие сроки они овладели новым материалом, возродили традиции сложной технологии гобелена, показав не только зрелость, но и самостоятельность мышления, найдя свои, национальные и индивидуальные пути в этом трудном виде декоративного искусства.

В 1940-1950-е годы преобладала так называемая «ювелирная галантерея», производившаяся фабриками и предприятиями художественно-кустарной промышленности. И лишь отдельные мастера создавали по специальным заказам уникальные золотые изделия с драгоценными камнями, стремясь придать им торжественное великолепие. Основным украшением служил крупный камень (сапфир, алмаз, гиацинт), вокруг которого симметрично группировались «розы» (мелкие бриллианты).







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Латышская художница Э. ВигнереКиришское кружево Ленинградской области »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии