Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Увлечение древнерусским искусством

   Направление в искусстве гобелена, опирающееся на народные источники, развивает И. Кулакова. К 50-летию Октября ею были созданы композиции «Русская сказка» и «Красные девушки». Построенные на вертикальных ритмах, эти гобелены включили традиционные образы и атрибуты народных сказок. В трактовке образов Кулакова идет от народной игрушки с ее обобщенной округленностью силуэта и жизнерадостной декоративностью цвета. Есть и намек на действие: кони здесь не просто статичные игрушки, они пасутся на лугу, девицы плавно движутся с коромыслами и т. д. Кулакова широко использует приемы наложения контуров одних фигур на другие, дающие дополнительные эффекты «просвечивания», сгущения или ослабления цветовой силы, появление дополнительных цветов и форм. В гобелене «Красные девушки» удачно обыгрываются две разные манеры исполнения: одна более графическая и геометризованная в изображении фигур, другая - свободная и живописная в передаче второстепенных деталей (цветов, яблони и т. д.). Благодаря этому усиливается эффект праздничности гобелена, одновременно и традиционного и современного.

Увлечение древнерусским искусством, захватившее многих мастеров декоративного искусства в эти годы, коснулось и гобелена. В этой связи в первую очередь следует остановиться на серии работ В. Платоновой. Художник яркого дарования, она сумела воскресить, сделать живой тему Древней Руси. Творческий эксперимент в технологии служит Платоновой средством раскрытия замысла, способствует остроте образного звучания ее гобеленов. Начав с маленьких тканых панно, таких, как «Красные листья», «Деревья» (оба - 1965), с их фрагментарными композициями, Платонова идет к более монументальным решениям, шаг за шагом закрепляя особенности своего декоративного стиля.

Сюита на темы Древней Руси

   Гобелены «Древний Углич», «Московская Русь», «Суздаль», «Каменные рельефы», выполненные в 1966-1968 годах, очень близки по тематике и системе художественных образов, но в каждом из них есть свой «ключ», свое настроение. Собранные вместе, они составляют целую сюиту на темы Древней Руси, опоэтизированной, увиденной глазами нашего современника. Платонова широко применяет сложную разработку фактуры, артистично включая самые разные материалы: нити различной структуры и толщины, бичеву, тесьму, мочало, золотой и серебряный люрекс. Переплетаясь, они дают неожиданные сочетания, игру поверхности, кое-где выступая рельефом, кое-где оставаясь гладким фоном, а в отдельных местах уподобляясь аппликации. В гобелене «Московская Русь» Платонова прибегает к излюбленной фризообразной композиции, словно увиденной в окно и как бы имеющей продолжение в обе стороны. Такому впечатлению способствует и высокая точка зрения: на уровне глаза оказываются купола церквей, причем верхушки их срезаны рамой. Близко придвинуты к первому плану три центральных купола, в них чувствуется весомость, явно читается графика светло-серых чешуек покрытия.

В сложном ритме пересечения плоскостей и линий, наплыве одних форм на другие, через которые словно просвечивает их невидимая сторона, запоминаются отдельные яркие детали: легкая вьющаяся роспись белокаменной стены, формы луковичных куполов, смещенные солнечные диски. К основной гамме чистых цветов - красного, черного, белого, желтого - присоединяется звучание легких и прозрачных оттенков розового, золотистого, серебристо-серого. В местах наложения одних плоскостей на другие цвет становится то ярче и плотнее, то легче и туманнее.

Работы художницы, посвященные старой и новой Руси

   В целом же гобелены Платоновой составили яркую страницу советского декоративного искусства 60-х годов, отражая наиболее существенные черты и тенденции русской школы современного гобелена. Задуманные для интерьера и находящие с ним определенные точки соприкосновения, ее произведения необычайно активны благодаря глубине и образной силе содержания, богатству художественного языка.

Тема Древней Руси разрабатывалась также ленинградской художницей Н. Моисеевой в гобелене «Русь деревянная» (1967), но решена она здесь по-иному. Это собирательный образ северного русского края - его озер и перелесков, живописных селений, потому и называющихся деревнями, что они построены из звенящего серебристого дерева. Техника плотного гобеленового переплетения помогает показать цветовое богатство северной природы - грустной, но одновременно и светлой, праздничной. Это разнообразие настроений подчеркнуто цветом и своеобразными приемами дробности стежков. Гобелен Н. Моисеевой воспринимается как своего рода аппликация: распадаясь на четко оконтуренные и окрашенные композиционные фрагменты, он в то же время достаточно един в своей пестрой цветности.

А. Воронкова, начав с гобеленов на русские темы, вскоре переходит к другим сюжетам и к менее эмоциональной, нейтральной подаче мотива, что приближает ее работы к произведениям некоторых современных французских и особенно чешских мастеров гобелена. Ее большие композиции «Кибернетика» и «Африканские маски» (обе - 1967) отличаются продуманностью масштабов, мастерством композиционного построения, в них строго соблюдается принцип плоскостного изображения, равновесия линейных ритмов и колористических пятен, поэтому они хорошо увязываются с плоскостью стены и пространством современного интерьера.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Гобелены А. ВоронковойЛатышская художница Э. Вигнере »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии