Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Гобелены А. Воронковой

   В произведении заметны те характерные особенности почерка художницы, которые ярко проступили в ее последующих работах: интерес к взаимодействию линий и плоскостей, к разнообразию структурной разработки поверхности, что придает ее композициям особую остроту.

В ином плане решены первые гобелены А. Воронковой. Они посвящены архитектуре Древней Руси и задуманы как небольшие настенные панно. В прекрасно скомпонованном гобелене «Солнце красное» (1964) художницу увлекала забавная перекличка луковичных куполов, башенок, церквушек. Они праздничны и декоративны как по узору силуэтов, так и по звучному яркому цвету. Кое-где вкраплены детали - фрагменты древнего узорочья, усиливающие впечатление лубочной многословности композиции. Гобелен Воронковой явно исходит из традиций русской народной росписи по дереву.

Постепенно у каждого из художников вырабатывается своя тематика, свой почерк, непохожий на работы их собратьев в других республиках и за рубежом. Влияние европейского искусства гобелена здесь не идет дальше общего интереса к возможностям гобеленовой техники. По мере своего развития в советских гобеленах слабеет интерес к отвлеченной орнаментике и увеличивается число программных тематических произведений.

Существенную роль в формировании стиля гобеленов второй половины 60-х годов сыграла подготовка к 50-летию Октября. Учитывая сложность передачи революционных тем в гобелене, художники довольно редко прибегали к конкретной исторической трактовке, поиск в основном шел в русле символико-аллегорических решений.

Изображения в центре гобелена

   Уже первые опыты Н. Кирсановой в области гобелена обнаружили тягу к серьезной проблематике. Выполненный ею в 1965 году в двух вариантах гобелен «Вечер на окраине» создает лирический образ сегодняшней Москвы. Композиция строится на ритмах вертикальных плоскостей - то больших и гладких (стены домов), то дробных (деревья, бегущие по дороге автомобили). Благодаря мягким переходам зеленовато-голубых тонов, сопоставлениям цветовых пятен светлых и холодных оттенков, передающих атмосферу теплого вечера, гладкая поверхность безворсового ковра приобрела живость и выразительность.

В 1967 году Кирсанова выполнила гобелены «Волга - Дон» и «Московская кольцевая», в которых предстает совершенно новое понимание пространства. В «Московской кольцевой» в основу композиции положен принцип панорамы: одновременно изображены природный рельеф местности и памятники архитектуры. От серебристого кольца автострады, словно рамкой опоясавшего центр гобелена, извилистые ленты дороги устремляются к взятому в треугольник ансамблю Кремля. Намек на объемно-пространственную трактовку отдельных зданий здесь не нарушает общего принципа плоскостной композиции. Более конкретные изображения в центре гобелена уравновешиваются на его периферии «обрамлением», трактованным как орнамент из кустиков и цветов. Нежно-серебристая гамма светло-розовых и зеленоватых тонов, игра переплетений пряжи различной толщины, вкрапление в структуру серебряных металлических нитей сообщают этому гобелену изящество и декоративность. В целом в произведениях Н. Кирсановой 60-х годов заметна тенденция к условно-орнаментальным решениям, хотя иногда в ее работах ощутимы черты некоторой станковости (например, «Север», 1969).







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Творчество Й. БальчиконисаУвлечение древнерусским искусством »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии