Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Творчество Й. Бальчикониса

   Сопоставлением звучного блеска металла с мягко вьющейся шерстяной нитью фона, цветовыми контрастами светлых и темных тонов создается торжественный строй композиции.

   Не менее интересен среди работ. Калпоковайте гобелен «Солнце» (1969). Здесь особенно явно проступает стремление выйти в трехмерное пространство, подчеркнуть декоративную выразительность формы произведения, строящегося на свойствах разных, но сочетающихся друг с другом структур плоскостных и объемных материалов - льна, металла, джута.

Творчество Й. Бальчикониса в области гобелена развернулось в 70-е годы. Но именно он своими поэтичными и тонкими по цвету композициями определил стилевую тенденцию литовской школы гобелена на целое десятилетие. Его гобелены: «Весенний поток» (1970), «Лунная соната» (1971), «Песня янтарного края» (1972) -строятся на ритмике вертикальных линий, на сближенных полутонах - голубоватых, золотисто-бежевых, серебристо-белых. Условно трактованные фигуры словно выплывают из фона, составляя вместе с ним единое целое. Есть много общего в подобной подаче поэтических мотивов с живописью М. Чюрлениса, и, по-видимому, эта связь не случайная, а подхвачена талантливым современным мастером гобелена как своего рода закономерная традиция.

Лучшие работы мастеров гобелена в Прибалтике показывают артистическое владение новыми техниками, прекрасное чувство фактуры материалов, особую красоту тонких колористических соотношений. Все это, помноженное на национальную самобытность образного строя, делает прибалтийский гобелен 60-х годов значительным явлением в советском декоративном искусстве.

Эволюция гобелена в творчестве художников РСФСР

   С первых же шагов художники обратились к современной проблематике - новой архитектуре, строительству, нередко используя в гобеленах приемы других видов искусства. Серию работ нового типа на темы новой Москвы создали в начале 60-х годов И. Кулакова и А. Забелина. Лаконизмом и ясностью отличалась композиция их гобелена «Вертолет» (1964), построенная на четкой графике контуров зданий, ажурной конструкции электромачты и легкого вертолета. В полном соответствии с общим замыслом работы находится простое цветовое решение панно, основанное на трех цветах (красный, черный, белый). Черные контуры основных элементов композиции выделены крупным, почти рельефным прядением на светлом фоне, они усиливают пластику поверхности. Разной ширины черная кайма сверху и снизу служит своеобразным обрамлением центра. В целом же графичность манеры и некоторый схематизм изображения напоминают характер графических работ тех лет, да авторы, по-видимому, и не скрывали стилистического сходства своего небольшого тканого панно с листом линогравюры.

Художественный язык панно-фриза В. Платоновой «Строительство» (1964) более сложен. Ритмы больших, локально окрашенных плоскостей и две фронтально расположенные полуфигуры в центре составляют основу композиции. Легкие серовато-коричневые и оранжевые тона придают ей сходство с монументальной росписью. Фрагментарность композиции нарушает традиционные принципы гобелена, где всегда царила строгая уравновешенность и законченность. Пятиметровый фриз В. Платоновой явно задуман для современного интерьера, имеющего сравнительно небольшую высоту.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Многообразные возможности структурных разработок гобеленаГобелены А. Воронковой »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии