Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 27, 2010

Многообразные возможности структурных разработок гобелена

   Эмоциональностью и красотой эстетической формы отмечены гобелены Р. Хеймратса (Латвия). Они продолжают линию классического сюжетно-тематического гобелена плотного переплетения. Созданные им своеобразные образы рыбачек в гобелене того же названия 1968 года поэтичны и одновременно мужественны. Используя традиционную технику переплетения, но применив более толстые нити, художник добился красочного многообразия в тонких переходах смягченных и ослабленных по силе звучания золотистых, серых, розовых, голубоватых тонов. В высветленной легкой цветовой гамме этого гобелена узнаются излюбленные прибалтийскими живописцами краски. Развивая ту же национальную тему, Хеймратс создал в 1969 году гобелен «Праздник юности». Его увлекает здесь технический эксперимент: в систему переплетений он вводит вставки с традиционными латышскими орнаментами на костюмах девушек, что делает поверхность гобелена местами ажурной, местами рельефной. Но наиболее значительной среди работ художника 60-х годов следует считать гобелен «Труд» (ткачество, 1970), воплощающий лучшие тенденции школы латышских мастеров как по значительности темы, так и по высокому мастерству.

Многие художники Советской Прибалтики давали новые решения в рамках традиционных больших гобеленов, логикой своего построения связанных со стеной и окружающим пространством. Но встречаются камерные вещи, близкие по трактовке станковому искусству.

На выставках 1968-1969 годов прибалтийские мастера показали многообразные возможности структурных разработок гобелена. На Республиканской выставке декоративного искусства в Риге (1969) почти не встречались работы, исполненные в традиционном гладком и плотном переплетении.

Творчество прибалтийских мастеров гобелена

   Художники применяли шерстяную пряжу, тесьму, шпагат, мочало, кожу, металл, добиваясь большей пластической выразительности, выявляя и акцентируя отдельные элементы композиции. Правда, не всегда это помогало раскрытию замысла произведения: мастер оказывается порой пленником чисто технического эксперимента, увлеченно демонстрируя необъятность палитры современных приемов, материалов, фактур.

Но главное, что характеризовало творчество прибалтийских мастеров гобелена, - не подражание, а оригинальные творческие находки. Так, например, латышской художнице Р. Блумберге удалось доказать возможность создания в гобелене пространственных многоплановых композиций. Таковы ее своеобразные пейзажи-панно, сплетенные из веревок и цветных нитей, - «Солнце и деревья» (1967), «Березки» (1968) и др. Убедительным оказался эксперимент Блумберге и в своеобразного «портретного гобелена», если можно так назвать два сотканных из веревок и прикрепленных к деревянным доскам фона круглых панно «Рыбак» и «Рыбачка» (1969). Несмотря на условность и обобщенность, образы эти не только ярко индивидуальны, но и очень национальны. Автор удивительно точно нашла соответствие между материалом, манерой изображения и характером образов; здесь применены то более крупные, то более мелкие стежки, образующие подобие рыбацких сетей.

В Литве несомненно крупнейшими мастерами гобелена стали Й. Бальчиконис, Ф. Ясудите,. Калпоковайте, М. Шважене, М. Бабянскене и другие. К числу значительных работ. Калпоковайте следует отнести гобелен «Юбилейный» (1967), посвященный 50-летию Великого Октября. Основным элементом орнаментальной композиции стала металлическая пятиконечная звезда, включенная в динамический ритм четырех перетекающих один в другой кругов.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Работы крупнейшего эстонского мастера М. АдамсонТворчество Й. Бальчикониса »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии