Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), ковры, гобелены

   Новое понимание роли материала, переосмысление декоративной формы гобелена до неузнаваемости изменили этот древний вид искусства. Только очень условно, скорее, по привычке, термин «гобелен» можно применить к необычным по новизне содержания и структурных разработок декоративным текстильным композициям. Для них характерно стремление к усилению самостоятельной значимости в интерьерной среде.

Ковроткачество в нашей стране развивалось в канонизированных формах, в соответствии со строго определенными композиционными принципами и традиционным характером орнаментики. У нас сохранились древние очаги коврового искусства в Туркмении, Киргизии и других республиках Средней Азии, в Закавказье, на Украине, в отдельных центрах России.

Гобелен возрождается прежде всего в республиках Прибалтики, где вслед за Францией и странами Северной Европы пробуждается интерес к новому характеру коврового искусства, способному органично войти в ансамбль современного интерьера. В то время, как традиционное ковроткачество в подавляющем большинстве развивается у нас усилиями народных мастеров, а промышленное изготовление ковров сосредоточено на нескольких фабриках, созданием гобеленов занялись преимущественно профессионалы художники, мастера текстильного рисунка.

В интерьерах зданий второй половины 50-х годов с присущей им геометрической сухостью планировки, отсутствием декоративных деталей и функциональной строгостью среди стандартных предметов обстановки чувствовалась необходимость в вещах, способных одухотворить окружающее пространство, сообщить ему черты индивидуальности. Этими свойствами в высокой степени наделены гобелены. Они смогли стать в интерьере тем необходимым эмоциональным акцентом, который дополняет и завершает цветовое решение пространства.

Развитие советского гобелена началось с нарушения канонической схемы восточного ковра. Работая еще в традиционной ковровой технике, художники постепенно уменьшают ширину орнаментальной каймы, потом отказываются от непременной симметрии узоров в композиции. Изменения касаются и цветовой гаммы: мастера более свободно стали обращаться с издавна существовавшими правилами колористики, по которым кайма ткалась непременно в светлых, теплых тонах, а центральное поле - в более насыщенных, темных.

На протяжении 40-50-х годов тип тематического сюжетного ковра все же оставался у нас ведущим, причем заметное место занимали здесь ковры-портреты больших размеров, целиком воспринявшие манеру станковой или монументальной живописи тех лет. Таковы тематические ковры Д. Шавыкина, показанные в 1948 году на выставке украинского декоративно-прикладного искусства в Москве, многофигурные композиции 40-х годов Я. Цивчинского (Казахская ССР). К этому же типу принадлежала и работа эстонской художницы Е. Хансен «Праздник молодежи» (1959). Свойственная станковым произведениям трактовка фигур и лиц, тщательная детализация одежды, светотеневая разработка формы, построение композиции свидетельствовали о том, что здесь еще не найден самостоятельный язык ковра как вида декоративного искусства.

Одновременно в Прибалтике появляются ковры иного типа. Для них характерна ясность общего композиционного решения, стремление выявить свойства материала, найти связь с новым интерьером. Орнаментальная замысловатость построения уступает место легко читаемому узору, выполненному в двух-трех цветах.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), ковры, батик, платки-сувенирыРаботы крупнейшего эстонского мастера М. Адамсон »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии