Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), ковры, батик, платки-сувениры

   Автор внимательно относится к расстановке фигур, к разработке мотивов орнамента в костюмах литовских девушек. Здесь дается не индивидуальная характеристика, а обобщенный канонизированный женский тип, в котором суммируются национальные особенности образа.

Богатейшие возможности техники батика хорошо выявлены также в декоративном панно ленинградского художника М. Куриса «Красные всадники» (1967). Это пример произведения переходного типа, которое строится по принципу раппортной ткани, но по значительности замысла тяготеет к жанру текстильного панно.

В изящной манере решены панно ленинградской художницы Т. Воронецкой «Вышивальщицы» (1967), «Русская керамика» (1967) и др. Здесь батиковая техника органично вошла в трактовку сюжетного мотива, смягчая резкость контуров, обобщая цветовую гамму этих произведений.

Если вышеназванные художники создавали текстильные панно параллельно с проектированием промышленного текстильного орнамента и работой над гобеленами, то московская художница И. Трофимова полностью посвятила свое творчество батиковым композициям. К середине 70-х годов начинают появляться на выставках ее оригинальные монументальные панно, исполненные в технике горячего батика, которой художница в совершенстве овладела. Чертами яркой декоративности, темпераментной манерой, звучностью насыщенных красок наделены ее «восточные» серии: «Грузия», «Армения», «Средняя Азия», «По Индии» и др. В каждом панно запечатлен один фрагмент, одна сценка из жизни народа, но сюжет избран не случайный, а характерный для времени и места действия.

К жанру текстильного панно примыкают многие платки-сувениры 60-х годов. Они решены как произведения для стены и строятся по законам декоративного искусства как орнаментальные композиции (работы Л. Грасс, Н. Клюшкиной и других).

Текстильные панно создавались художниками как выставочные произведения, не имеющие конкретного адреса, хотя в принципе могли бы украшать общественные и жилые интерьеры.

Весьма своеобразно развивалось в послевоенный период искусство ковроткачества. В конце 40-х и в 50-х годах подавляющее большинство этих изделий сохраняло те черты, которые наметились в предвоенные годы. Ковровые композиции воспроизводили нередко сюжетные сцены наподобие станковой картины, пытаясь решать в этом традиционном виде декоративного искусства задачи, свойственные живописи.

Другую большую группу ковров, выпускавшихся на таких комбинатах, как Люберецкий и Обуховский, составили традиционного типа работы с цветочными композициями, выполненные по мотивам узбекских, армянских, туркменских и других национальных орнаментов (ковры Н. Злодеевой, Ю. Маякова, М. Антонова, В. Александрова и других). Но в те же 50-е годы начинают появляться нового типа произведения, за которыми постепенно закрепляется название гобеленов.

Среди различных жанров советского искусства гобелен - самый молодой, хотя его собственная история уходит в далекое прошлое. Художники все чаще стали обращаться к комбинированным техническим приемам, обновляющим структуру гобелена: в ткачество включаются аппликации и вышивка, применяются нити разной толщины, отчего поверхность делается более объемной, пластически выразительной.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), панно, батик, 70-е 80-е года 20 векаМонументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), ковры, гобелены »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии