Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), панно, батик, 70-е 80-е года 20 века

   Монументальное декоративное панно, служащее фоном для музыкальных камерных выступлений в Доме советской науки и культуры в Улан-Баторе (МНР), также построено на использовании текстильных фактур, но уже совсем в другом плане. Здесь вязаные и плетеные элементы нашиты на гладкий фон, что создает живописный свободный рисунок, созданный аппликационным способом (Н. Мельникова, 1975).

За период с 1945 по 1975 год искусство монументально-декоративного текстиля проходит, таким образом, общий путь развития, характерный для большинства видов прикладного искусства, связанных с интерьером.

Художник прибегает здесь к приему стилизации намеренно, она нужна ему для воссоздания духа времени, его песенной эмоциональной атмосферы. Но в раскрытии смысла произведения, во всей системе отбора и подачи художественных средств сохраняется лицо современного художника.

В построении панно соблюден принцип плоскостного, развернутого по вертикали изображения. Сочетание графики текста и силуэтного пятна центрального поля также подчеркивает «ковровость» композиции, особенно при восприятии издали, когда замечаешь только ее основной декоративный строй. При этом узор шрифта приобретает красоту орнамента, четко выявляется выразительность силуэтов, уравновешенность в компоновке пятен, гармония линейных ритмов.

Вникая в смысл произведения, постигаешь его драматизм. Он ощутим прежде всего в трауре красно-черного колорита, в словах текста-обрамления панно: «Близко города Тамбова, недалеко от села, комиссара молодого пуля-дура подсекла...» Условность и лаконизм языка работы помогает сделать значительной и красноречивой каждую деталь, каждый ракурс: и скорбную позу бойца, и склоненную голову коня, и поникшие к земле цветы.

В камерном произведении декоративного текстиля оказалось возможным раскрыть серьезный замысел. Тем самым подтверждены были потенциальные возможности этого жанра.

Особую роль первооткрывателей в жанре монументального панно в технике «батик» сыграли произведения Й. Бальчикониса. Специфика его панно и сама техника батика оказались удивительно созвучными веяниям времени, когда появилась тяга к изучению народного искусства и возрождению забытых ремесел. Обратившись к интерпретации мотивов литовских народных песен и сказаний, Й. Бальчиконис создал работы, по композиционному строю, манере рисунка, мягкому колориту напоминающие старинные фрески. Главное новшество заключалось в возрождении техники батика, придающей ткани, испещренной сетью кракелюр, необычайную живописность, трепетность манеры и особую «патину времени».

Вскоре Бальчиконис стал использовать и другую возможность этой техники, поскольку на просвет батик дает цветовые эффекты, подобные витражным. В панно Бальчикониса оживает сочность и звучность красок, мастерски обыгрывается выразительность фактуры ткани. Несмотря на приверженность к определенным установившимся образам, в творчестве этого большого мастера можно заметить эволюцию от повествовательности работ 1962-1963 годов к овладению более сложным специфическим языком декоративного текстиля. Но всегда неизменными у Бальчикониса остаются истоки его творчества, питающегося животворным источником литовского народного искусства. Так, в панно «Напевы» (1967) прежде всего выявляется ритмический строй композиции.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Тканевые занавесы в СССР, панно, гобелены 70-х годов 20 века (продолжение)Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), ковры, батик, платки-сувениры »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии