Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Тканевые занавесы в СССР, панно, гобелены 70-х годов 20 века (продолжение)

  Проблема творческого лица художника существует всегда, даже если он делает простую ткань в полоску, но все же изготовление промышленных тканей почти всегда частично нивелирует своеобразие художественного видения, что очень заметно на производстве текстиля 60-х годов. Техника же свободной росписи, которой отдается предпочтение в 70-е годы, дает возможность авторам монументально-декоративных композиций выразить свои идеи до конца. В этих случаях, как правило, автор становится и исполнителем своих работ, что очень существенно. Это удается многим художникам, но особенно ярко отразилось в работах Н. Ельцевой и Л. Литвиновой.

Для кинотеатра «Россия» в Москве первой из них был выполнен предэкранный занавес в технике свободной росписи по фактурной ткани. Центричная монументальная композиция построена на четком взаимоотношении фона и силуэтного рисунка, включающего изображения гербов России, всадников и т. п. Условно такой прием можно назвать «монументальной цветной графикой». Он возник из самой технологии росписи, где художник постоянно следит за контуром и силуэтом изображения, за его взаимосвязью с фоном. Этот же прием использован Н. Ельцевой и в росписи занавеса для концертного зала в бывшем Знаменском соборе в Москве.

Совершенно иной творческий подход к выполнению своих работ характерен для Л. Литвиновой, которая создала довольно много различных занавесов. Все эти работы объединены общим художественным приемом: взаимоотношением крупных цветных плоскостей и сочетанием их с мелкими, но яркими по цвету деталями.

Текстильные панно Л. Литвиновой решают, по существу, задачи монументальной живописи, что и придает им архитектурный характер. Таковы работы для Дворца культуры «Металлург» в Куйбышеве в 1976 году (роспись, аппликация), для Дворца культуры подмосковного города Фрязино (1978, роспись, аппликация), для Института повышения квалификации Министерства заготовок РСФСР в Москве (в той же технике и в те же годы). Все эти работы отличаются остротой композиции, насыщенной цветовой гармонией, контрастным сопоставлением форм.

Текстильные панно и гобелены для санаторие и домов отдыха

В 60-70-е годы строится большое количество санаториев и Домов отдыха в Крыму и на Кавказе. Появляется целая серия занавесов, предназначенных для небольших концертных залов. Характерным примером стала работа Н. Абрамовой, выполненная для Дома отдыха в городе Фаросе (Крым). Ниспадающие пластичные формы синего цвета вызывают ассоциацию с водой, водопадом и в то же время это - монументальный текстильный орнамент, который органично вытекает из структуры и природы ткани и подчинен всем закономерностям технологии. Занавес выполнен в техника росписи по фактурной ткани на Комбинате прикладного искусства в Москве.

Монументально-декоративный текстиль 70-х годов вызвал к жизни различные виды текстильной техники, чего не было в 60-е годы: сочетание росписи и аппликации, включение вязаных и плетеных элементов, фрагментов гобеленов, выполнение всего занавеса в технике плетения.

Примером плетеного занавеса, довольно большого по размеру (580 кв. м), стала работа Г. Гажевской для киноконцертного зала в Сочи в 1976 году. Круги, овалы, треугольники, переплетаясь, образуют монументальные кружева, плавающие в пространстве открытого на природу летнего зала.

Работа промышленных художников над сувенирными платками послужила переходным этапом для создания теми же мастерами уникальных текстильных панно в различных техниках.

К декоративному текстильному панно во второй половине 60-х годов обратились многие художники, доказав, как многообразен этот жанр, как широки его возможности.

Первые опыты в декоративном панно московской художницы Н. Жовтис были закономерным развитием графической манеры ее рисунков для промышленного текстиля и платков. В панно «Мир» (1967) сухая по манере математическая графика черно-белых кругов, клеточек, треугольников лежит в основе изображения. Подобно аппликации они соседствуют друг с другом или набегают одна на другую, создавая игру орнаментальных ритмов. Эти приемы еще более артистично и свободно применены в ее батиковом панно «На фабрике» (1968). Тонкая графическая линия вычерчивает мелкие разнообразные узоры тканей, передает плавное движение извивающихся в виде конвейерных лент текстильных полотнищ. В сложное взаимодействие с этими ритмами вступают контурно очерченные «бесплотные» фигурки художниц, из рук которых выходит затейливое узорочье. Отказавшись от соблазнительной для подобного сюжета яркой цветности, Н. Жовтис всего несколькими оттенками серовато-синих тонов подчеркивает геометризованную красоту форм, их строгую изысканность. В уверенности почерка и высоком профессионализме ощущается большой опыт талантливого мастера.

К числу интересных тематических панно 60-х годов принадлежит «Песня об убитом комиссаре» (1967) ленинградского художника Ф. Лейбовича. Его образный строй условен и во многом сходен с языком плаката и книжной графики.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Тканевые занавесы в СССР, монументально-декоративный текстиль (продолжение)Монументально-декоративный текстиль СССР (продолжение), панно, батик, 70-е 80-е года 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии