Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Тканевые занавесы в СССР, монументально-декоративный текстиль (продолжение)

   Удачно решен образ текстильного произведения: ненавязчиво и тактично пластичные линии рисунка вызывают ассоциацию с простором суздальских полей и холмов. Все элементы композиции расположены в плоскости ткани, не нарушая ее декоративный характер. Такой принцип сохранения поверхности занавеса, ее плоскостного рисунка является ведущим приемом при создании монументального текстиля для интерьеров в середине 60-х - начале 70-х годов.

Среди множества работ, выполненных московскими художниками в эти годы, можно отметить произведения Л. Соколовой, которые отличаются умением найти крупную тему композиции и подчинить ей все остальные элементы занавеса. Таким приемом выполнен монументально-декоративный текстиль для зрительного зала Дворца культуры в Звездном городке под Москвой. Еще более четко он трактуется в занавесе для конференц-зала Министерства культуры СССР в Москве. В этих работах также сохраняется принцип плоскостного решения поверхности декоративного текстиля, несмотря на введение объемных фактур, росписи по аппликации из контрастных материалов.

В середине 70-х годов композиционные приемы, используемые в занавесах, становятся более разнообразными, отношение изображения к плоскости занавеса также меняется. Появляются занавесы с иллюзорным изображением пространства с включением объемных элементов, с пластикой «барельефного» характера. В конце 70-х годов был запроектирован и выполнен занавес для конференц-зала гостиницы ЦК КПСС в Москве. Эта работа выполнена М. Старосельской в технике росписи по фактурной хлопчатобумажной ткани. Она отличается сложностью композиционного решения, в котором использовано большое количество переплетающихся геральдических и символических изображений, собираемых все же в одну систему.

Иллюзорность изображения, фантастичность сюжета

   За счет введения светотеневой проработки подчеркивается пластика каждого предмета, выявляются формы и объемы элементов композиции, что частично разрушает плоскостной характер поверхности занавеса, но иллюзии пространства не создает. Такое более сложное отношение к плоскости текстиля получает распространение в более поздние годы и постепенно завоевывает право на существование. Это явление не случайно, оно отражает пути общего развития прикладного искусства в 70-е годы, когда сложность объемной композиции и пластики становится средством достижения наибольшей выразительности.

Иллюзорность изображения, фантастичность сюжета, виртуозность графическая встречаются в эти годы довольно редко. В основном художники создают занавесы простых симметричных уравновешенных композиций с использованием апробированных приемов, повторяемых из занавеса в занавес, и шаблонными изобразительными мотивами (лира, венки из листьев, орнамент из цветов, пышная кайма со шнурами).

Роспись по шелку, выполненная Л. Ракитских, представляет отрадное исключение. В этой композиции фантастически переплетаются изображения природы и архитектуры, что придает ей своеобразный характер. Позднее появится большое количество текстильных росписей, где на первый план встанет острота композиции, смелый интересный рисунок, отражающий графическое мастерство автора, но в середине 70-х годов это лишь исключение.

В это время среди монументально-декоративных текстильных работ начинают появляться довольно интересные решения, в которых остро проявляется индивидуальность мастера.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Композиции занавесов в СССР (продолж.) Московский комбинат прикладного искусстваТканевые занавесы в СССР, панно, гобелены 70-х годов 20 века (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии