Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Композиции занавесов в СССР (продолж.) Московский комбинат прикладного искусства

   В архитектурное пространство интерьера включается новый тип текстиля, играющий не только функциональную, но и значительную художественную роль, зачастую придавая сооружению индивидуальность и своеобразие. По существу, массовое изготовление занавесов начинается в эти годы. Развитию этого вида искусства способствует создание материальных баз и специальных мастерских при различных комбинатах. Постепенно утверждаются и принципы художественного решения, определяющие этот вид искусства как самостоятельный, имеющий свои особенности и специфику.

Первые композиции занавесов, выполненные художниками в это время, еще находятся под влиянием тканей, исполненных в технике набойки или ткачества 60-х годов. Примером может служить работа для лекционного зала Дворца культуры Свердловского электромеханического завода (Н. Кирсанова, 1968). Композиция создана из нескольких тканей, соединенных вместе. Техника выполнения также характерна для тканей 60-х годов: ткачество с набойкой, выполненной способом фотофильмпечати. Увеличенный геометрический орнамент, использованный в этом занавесе, часто встречается в тканях прошлых лет.

В эти же годы появляется нетрадиционный тип занавеса, композиция которого строится на соотношении больших цветных плоскостей, что определяется аппликационной техникой выполнения. Эта техника, перенесенная из народного русского искусства, дает возможность создавать разнообразные красочные сочетания текстиля, разного по фактуре и цвету. Так, в Московском Доме пионеров на Ленинских горах архитекторы (И. Покровский, Ф. Новиков, В. Кубасов и другие) разместили в зрительных залах занавесы, выполненные по их рисункам в технике аппликации из тканей разных цветов. В такой же технике, но на основе композиции, построенной на соотношении цветных плоскостей пластичного очертания, сделан занавес для кинотеатра «Звездный» в Москве (Н. Мельникова, 1971).

Наибольшего эффекта можно достигнуть, сочетая технику аппликации с росписью, что доказала А. Воронкова в занавесе для кинотеатра «Первомайский». Крупные, яркие по цвету, динамичные по рисунку элементы композиции занавеса помогают создать запоминающийся художественный образ, соответствующий данному интерьеру.

В начале и середине 70-х годов в искусстве декоративного занавеса происходит значительное оживление, центром которого становится Москва. Московский комбинат прикладного искусства получает большое количество заказов на изготовление монументальных декоративных тканей для объектов Урала, Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Крыма и других районов нашей страны. В Киеве, Ленинграде, Вильнюсе, Таллинне, Риге изготовление занавесов не приобретает такого массового характера. В Москве же ими занимаются не только художники по текстилю, но и архитекторы, живописцы-монументалисты, театральные художники, что способствует появлению композиций своеобразных и технически различных. Это и однотонные фактурные тканые занавесы с небольшим вкраплением орнамента и композиции, построенные на сочетании цветных полотен, насыщенных разными текстильными фактурами.

Наибольшее распространение получает техника росписи по специально подготовленной фактурной ткани. В такой манере выполняются почти все работы Комбината прикладного искусства. Примером может служить занавес для зрительного зала туристического комплекса в Суздале (С. Заславская, 1968). В этом занавесе использована асимметричная композиция из крупных цветных пересекающихся плоскостей, в которые вкомпонован орнамент на народные темы.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Текстиль для мебели и занавесов в СССР, ткани в общественных зданияхТканевые занавесы в СССР, монументально-декоративный текстиль (продолжение) »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии