Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Текстиль для мебели и занавесов в СССР, ткани в общественных зданиях

   К середине 60-х годов в прибалтийских тканях цветовая гамма становится более насыщенной, эмоционально значительной. Однако по-прежнему предпочтение отдается сочетанию серых, коричневых, черно-белых тонов, что придавало тканям оттенок сдержанности, суровости. Ткани такого типа обладают способностью войти в ансамбль почти любого интерьера.

Особую роль для развития прибалтийского декоративного текстиля 60-х годов сыграли работы литовских художников Й. Бальчикониса, В. Дауетаса. Их работы всегда отличались высоким профессиональным уровнем, грамотной композицией, артистизмом рисунка, сдержанностью и благородством цвета. Текстиль разного вида в Литве уже в 60-е годы проектируется комплексно, в сочетании друг с другом и интерьером. Таковы, например, ткани для гостиницы «Неринга» в Вильнюсе, расположенные в холлах и номерах. Ковры, мебельные и набивные ткани дополняют друг друга в интерьере, образуя единый ансамбль, что достигается четким распределением композиционных ролей этих тканей в интерьере: ведущая роль - у набивной ткани «Старый Вильнюс» В. Дауетаса с крупным и ярким рисунком, второстепенная - у ковра с мелким узором и сдержанным цветом, подчиненная - у однотонной мебельной ткани. Другие удачные примеры применения декоративной набивной ткани дает интерьер кафе «Тарту» в Каунасе (Э. Нерва, 1961).

К концу 60-х годов налаживается выпуск обивочных тканей для мебели новых форм и конструкций, где на смену традиционным пружинам приходит латекс и поролон. Многослойные мебельные ткани 40-х и 50-х годов, рассчитанные на пружинные конструкции, заменяются более тонкими, облегченными по структуре. Они выпускаются сначала в виде экспериментальных образцов, а затем и массовыми тиражами.

Эстонская художница С. Кирсимяэ

   Рисунок тканей образуется самими переплетениями, подчеркивающими их конструктивное решение; художественный эффект достигается выявлением и подчеркиванием фактуры. Обычно используется контраст толстых и тонких нитей, специальная фактурная пряжа и т. п. Однотонные фактурные ткани хорошо сочетаются с коврами, занавесями и, главное, с мебелью как простых прямоугольных форм, так и имеющей более сложную пластическую конфигурацию.

Большая работа по созданию обивочных тканей нового типа была проделана художниками Московского ткацко-отделочного комбината Н. Федоровым и С. Бирюковым. Не меняя условий производства, при тех же станках и пряже, они сумели преодолеть установившиеся шаблоны мебельной ткани с вялым растительным рисунком и создали интересные фактурные материалы, разнообразные по цвету.

Эстонская художница С. Кирсимяэ (Пярнуский льнопрядильный комбинат) также с успехом работала над серией обивочных тканей, отвечающих характеру новой мебели и интерьеру. В них преобладал простой мелкий геометрический рисунок: точки, круги, квадраты и т. п. Рисунку подчинено в этой серии и цветовое решение - выявление одного тона, на котором размещаются мелкие цветовые пятна.

Подобные ткани в 60-е годы начали выпускаться и на других фабриках: «Аудеяс» в Вильнюсе, «Авангард» в Юрьеве-Польском, «Сакта» в Риге. Их художественные достоинства во многом зависели от сырья. Так, пряжа фасонной крутки помогала художникам более легким путем добиваться эффекта, который обычно достигался сложными переплетениями. Среди мебельных материалов, выпускаемых в этот период, следует еще выделить набор эстонского комбината «Кейла», где обивочные ткани уже в 60-е годы выполнялись сериями. Это приближало их к задачам современной мебельной промышленности.

Серии включали материалы двух структур с цветом от светло-серого до черного. Эти простые ткани из фактурной шерстяной пряжи использовались для мебели как жилого, так и общественного интерьера. Так, например, вся мебель упоминавшейся гостиницы «Неринга» в Вильнюсе обита именно ими.

С середины 60-х годов широкое строительство сооружений общественного назначения вновь вызвало к жизни разнообразный по технике исполнения и монументальный по характеру композиции текстиль. Архитекторы все чаще привлекают художников текстиля к работе в интерьере. Если в 40-е годы декоративные ткани применялись в уникальных общественных сооружениях, то в 60-е годы они используются в домах отдыха, гостиницах, ресторанах, типовых кинотеатрах, концертных залах.

К этому времени количество художников, занимающихся текстилем, значительно увеличивается за счет окончивших специальные учебные заведения, созданные в 50-е годы. Энергичные молодые художники смело берутся за выполнение монументально-декоративного текстиля, предназначенного для архитектуры. Проблемы взаимосвязи тканей и интерьера ставятся более остро и серьезно. Декоративный текстиль с каждым годом все более отвечает требованиям архитектуры, в нем появляется та «монументальность», которая позволяет говорить о создании в конце 60-х годов нового вида текстиля, предназначенного для больших пространств интерьеров.

В конце 60-х - начале 70-х годов на одно из ведущих мест среди разных видов декоративного текстиля выходит искусство изготовления занавесов для зрительных залов разнообразного назначения. В эти годы в домах культуры, театрах, санаториях, гостиницах на смену однотонным занавесам из красного плюша приходят занавесы разнообразные по цвету, композиции, фактуре.







Скрыть комментарии (1)

Io - Сентябрь 24, 2014

Фото для "Текстиль для мебели и занавесов в СССР, ткани в общественных зданиях"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Реставрационные работы по штофным тканям, обивочные материалы для мебели в СССРКомпозиции занавесов в СССР (продолж.) Московский комбинат прикладного искусства »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии