Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Монументально-декоративный текстиль в СССР

Монументально-декоративный текстиль в СССР  

   Историю монументально-декоративного текстиля послевоенных лет можно условно разделить на три этапа. В первое десятилетие создаются главным образом ткани для уникальных общественных интерьеров, сложные по рисунку, цвету, структуре, дорогие и трудоемкие в производстве. Во второй половине 50-х - начале 60-х годов основное внимание переносится на промышленное изготовление декоративных тканей для жилого интерьера: создаются дешевые и простые в производстве набивные материалы, ткани облегченных структур для мебели и т. д. С середины 60-х годов параллельно с производством тканей для жилища все большее значение получает изготовление уникального и малосерийного декоративного текстиля, а также гобеленов и панно различных видов и техник. 70-е годы характеризуются усиленным вниманием к производству занавесов для общественных интерьеров.

В первые послевоенные годы закладывается та база, которая дала возможность монументально-декоративному текстилю через два десятилетия подняться на очевидную высоту и завоевать достойное положение среди других видов прикладного искусства. Во-первых, укрепляется и модернизируется текстильная промышленность. Ведущими предприятиями становятся Трехгорная мануфактура в Москве, Московский ткацко-отделочный комбинат, фабрика «Аудеяс» в Вильнюсе, Пярнуский льнопрядильный комбинат и др. Во-вторых, для подготовки художников по декоративному текстилю создаются специальные отделения при Московском и Ленинградском Высших художественно-промышленных училищах, в Тбилисской Академии художеств, в Литовском художественном институте и других специальных учебных заведениях.

В 40-50-е годы декоративным текстилем занималась лишь небольшая группа художников. Наиболее значительными работами в это время были произведения декоративного текстиля, выполненные для проектируемого Дворца Советов, реконструкция тканей для интерьеров памятников архитектуры, разрушенных во время войны, разработка комплекса тканей для только что выстроенного Московского государственного университета на Ленинских горах и других крупнейших сооружений тех лет.

Монументально-декоративный текстиль в СССР  

Созданная еще в конце 30-х годов специальная экспериментальная мастерская при строительстве Дворца Советов после войны продолжала разработку декоративных тканей для будущих интерьеров. Творческое ядро мастерской составил коллектив художников - специалистов по ткачеству:. Милявская, М. Прошина, М. Назаревская и другие. Помпезные залы с колоннами, пилястрами, карнизами, в которых предполагалось размещение декоративных тканей, диктовали определенный композиционный и орнаментальный строй всех компонентов интерьера, в том числе и текстиля. Орнаментация тканей строилась по канонам классицизма с включением в композиции современных эмблем. Например, в Зале награждений в Кремле предполагалось разместить настенную парчу «Победа» М. Прошиной, где повторялась по раппорту очень сложная композиция, симметричная, уравновешенная, насыщенная орнаментом и эмблемами (звезда, листья дуба, орден Победы и т. д.).

Сложные по рисунку и цвету декоративные ткани, проектируемые для Дворца Советов, выполнялись в технике жаккардового ткачества. И сама техника и используемые материалы (шелк, парча, шерсть) делали эти ткани очень дорогими и трудоемкими в исполнении. Естественно, они не предназначались для массового производства и для использования в рядовых общественных интерьерах.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художники костюма СССР, модные тенденции в костюме конца 60-х 70-х годовРеставрационные работы по штофным тканям, обивочные материалы для мебели в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии