Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 26, 2010

Художники костюма СССР, модные тенденции в костюме конца 60-х годов

   Короткое черное бархатное платье Н. Аршавской предвосхитило появление одной из модных тенденций конца 60-х годов, черпавшей свои мотивы в костюмах эпохи Возрождения. Сопоставление готовой модели и эскиза художницы обнаруживает единую линию поиска и целостность замысла: в эскизе характер выявляется более остро, но и более отвлеченно; в готовом платье - более мягко, но зато продуманно до мельчайших деталей.

Художники костюма СССР, модные тенденции в костюме конца 60-х 70-х годов  

Как уже говорилось, в практике советского моделирования есть немало образцов, близких по типологии к зарубежным, заимствующих его формы, но представляющих национальный вариант общего направления. С этой точки зрения интересна серия моделей В. Зайцева под девизом «Мотивы древнерусского зодчества» (1966-1967). Любопытен новый аспект в разработке замысла костюма, при котором художник обращается не только к традициям старинной одежды, но и к декоративному строю древнерусского деревянного зодчества, переосмысляя и трансформируя в современной модели ритмы, объемы и пропорциональные соотношения, свойственные северным постройкам. Фигурные вырезы горловины, декоративные языкообразные кокетки, зигзагообразный низ жакета, рельефная строчка и прочие элементы строят объемную форму, отмечая и акцентируя отдельные ее части. Подчеркиванию этой формы служат и свойства избранных тканей (в данном случае сукна или букле новых структур), упругих и пластичных, с выразительной системой переплетений, с чистым, звучащим в полную силу цветом.

Поиски нового направления заметны в те годы в творчестве Т. Осмеркиной. Готовясь к Всемирной выставке в Монреале (1967), художница создала модель под девизом «Россия». По своему назначению она ближе всего к вечернему эстрадному туалету.

Длинное, слегка прилегающее в талии и расширенное книзу неотрезное платье из алого сукна. Та же линия повторена в рукаве - длинном, постепенно расширяющемся у запястьев. Особую плавность, игру свободно падающих складок создает косой крой: он единообразен и для самого силуэта платья и для рукавов. Ворот и грудь покрыты вышивкой золотыми нитями, а окаймленный золотой полосой красный шелковый платок покрывает голову и свободными складками спускается на плечи и спину. В киноварно-красном цвете платья и платка, сочетающемся с золотым шитьем декоративной вставки, заключен двоякий символический смысл: это и излюбленный колорит древнерусской живописи и основные цвета советского знамени. В этой модели заключены сложные и многообразные связи с образно-эмоциональным строем других искусств.

Своими мягкими текучими линиями, пластикой и объемностью формы модель «Россия» утверждала новые тенденции моды. Она стала смысловым акцентом советской коллекции одежды на Всемирной выставке в Монреале (1967). Ее символический образный смысл был понят и высоко оценен зрителями.

В характере одежды конца 60-х годов наблюдалась множественность ассоциативных образов. В повседневной одежде проскальзывали явно военизированные героические мотивы, умело обыгрывались детали космического костюма, в отдельных моделях ясно чувствуются образы древнерусского искусства и архитектуры и т. д. Казалось бы, столь разноликие слагаемые невозможно ввести в рамки определенной стилевой системы. И тем не менее талант и мастерство наших художников позволяли решать эту задачу. Тенденция к многообразию модного эталона с годами усиливалась и развивалась.

В период подготовки к празднованию юбилея 50-летия Советского государства художники костюма, стремясь по-новому выразить патриотические чувства, обратились к героическим и романтическим образам революции и гражданской войны. Вспомним, что сама красноармейская форма несла в себе отзвуки традиционных одежд русских воинов, их остроконечных шлемов и пр. И в этот период юбилея Октября вновь возродился романтический костюм, напоминающий о красноармейской форме 20-х годов. В нем как будто бы тот же «набор» признаков: шинельный крой, полуприлегающий силуэт, широкие отвороты или стойки, как у гимнастерок, один или два ряда металлических пуговиц; ансамбль дополнен шапкой-буденовкой, сумкой типа военных планшетов, высокими сапогами. Однако все это - органические звенья современного костюма: они не просто воспроизводят старые формы, а творчески осмысливают их в духе модного направления.

Начало этого типа моделей было положено ансамблями молодой художницы ВИАЛЕГпрома Н. Пантелеймоновой под девизом «Красные дьяволята» (1967). Близки по характеру этим работам ансамбли И. Крутиковой (девиз «Конармия»), Г. Чернопятовой, И. Чижонковой и других.

Во всех этих моделях есть определенная театрализация, подчеркнутая острота художественного решения, но она здесь вполне оправданна, так как это образец «высокой моды», который призван дать лишь основную идею и затем уже варьироваться в более успокоенных моделях для производства. И действительно, вскоре на улицах появились пальто, напоминающие шинель характером своего кроя, длинной шлицей, двумя рядами металлических или обтяжных пуговиц. Этот романтический тип костюма предназначался для молодежи 16-18 лет, любящей в моде особую броскость, неожиданность.



Не первый раз приобретаю летнее платье в этом интернет магазине.





Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Новый силуэт и пропорции мужской одежды, модельеры 60-х 70-х годов в СССРМонументально-декоративный текстиль в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии