Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Советский текстильный рисунок 60-х 70-х годов 20 века

   На гладкой плотной поверхности триацетата, с которым работали художники фабрики «Ригас Аудумс», более выразителен был четко прорисованный узор крупных форм с подчеркнуто контрастными границами цвета. Здесь, как уже говорилось, особенно внимательно относились к соответствию набивного рисунка структуре ткани. Даже ее небольшие изменения, влияющие на внешний вид, вызывали появление новых вариантов рисунка. В зависимости от характера поверхности - гладкой и блестящей или матовой и шероховатой - художники Е. Кнавиня, И. Музе, В. Абсена по-разному решали орнаментацию ткани. Свободно владея современными техниками, они каждый раз находили им удачное применение.

Одновременно с серией крупнораппортных узоров существовали и мелкие, ювелирно отточенные рисунки, как бы продолжающие лучшие традиции ивановских ситцев и павлово-посадских платков. И хотя в эскизах художников они выглядели как подлинные произведения искусства, завершенные и в целом и в деталях, технология производства не позволяла в точности воспроизвести их в крупных тиражах. В лучшем случае удачно получались довольно простые по формам и колориту узоры купонных тканей детского ассортимента (на Первой ситценабивной фабрике и на Трехгорной мануфактуре).

К концу 60-х годов вместе с усложнением стиля, всего декоративно-прикладного искусства в текстиле тоже возникают новые типы рисунков, говорящие о резком усилении черт декоративности. Раппорт тканей становится очень большим (до 80 см), в сущности, он может повториться на платье не более двух раз. Одна группа узоров представляла собой свободную композицию, легко и живописно располагающуюся на материале. К их числу принадлежит великолепная работа С. Заславской «Выставка цветов» (1970).

В рисунках часто встречаются мотивы «модерна» начала XX века (извивающиеся стебли и листья, цветы ирисов и лилий) или как бы летающие в пространстве (но притом остающиеся плоскостными) разномасштабные горошины и цветы, простые по форме и тонко сколорированные.

Несколько иного плана узоры воспроизводили «лоскутные» ткани, известные с давних времен в странах Востока, а также встречавшиеся в русском текстиле. Каждый такой «лоскут» заключал в себе сложный и изящный узор самого разного характера - турецких огурчиков, мелких цветочков, геометрических форм, но такой фрагмент органично входил в общую композицию раппорта, объединялся колоритом (ткань Е. Асковой «Народная», А. Андреевой «Лоскутная» и др.).

Усиление черт декоративности в текстильных рисунках второй половины 60-х годов весьма своеобразно повлияло на традиционные узоры узбекских тканей (абровых и хан-атласа). Сохранив характерные традиционные формы вытянутых расплывающихся прямоугольников и общий композиционный ритм, художники Маргиланского комбината внесли в текстиль новое понимание цветовой гармонии. Если прежде в них господствовали малиново-черные или зелено-красные сочетания, то теперь палитра обогатилась многими новыми красками и оттенками, придавшими тканям более современное звучание.

В конце 60-х годов в процессе совместного проектирования рисунка ткани и ансамбля костюма появились так называемые «ткани-компаньоны». В них элемент композиции одного из материалов становится центральным узором другого. Гармонично дополняя друг друга, эти два материала создают комплект. Одним из первых удачных образцов «тканей-компаньонов» была совместная работа художницы М. Кобозевой (Первая ситценабивная фабрика, Москва) с модельерами СХКБ одежды Министерства легкой промышленности РСФСР.

Узор ткани построен на сочетании орнаментики вологодских кружев, имитирующей в черно-белой графике технику кружевоплетения, и фрагментов цветочных ивановских ситников с характерными для них мелкими красными розочками на черном фоне. «Компаньон» - тот же ивановский «миль-флер» в чистом виде. Достоинство этого эскиза заключено прежде всего в остроте сопоставления двух разных текстильных манер и техник - сухой графической и сочной живописной.

Такой сложный и разнообразный характер приобрел советский текстильный рисунок в конце 60-х - начале 70-х годов. Неизмеримо расширились рамки профессии художника текстиля, в сферу его деятельности включились задачи технологии производства и колорирования. Нередко художник, работающий на фабрике, становился одновременно автором гобеленов, текстильных панно, уникальных декоративных тканей. Овладев законами оформления текстиля, обогатившись знанием новых техник, художники стали свободно оперировать всем арсеналом средств этого вида декоративного искусства. Тенденция к утверждению личной манеры стала главенствующей и в следующем десятилетии. Господство одного или двух типов модных текстильных рисунков ушло в прошлое, а для художников стали главными образ, стиль, характер интерпретации целого «набора» предлагаемых модой текстильных орнаментов.

В начале 70-х годов в круг таких модных узоров вошли: природные мотивы (гроздья ягод, цветы, листья), орнаменты, имитирующие мех или кожу, геометрический узор (мозаика, витраж), орнаменты коврового типа, восточные орнаментальные рисунки. Важными становятся метод решения, средства и многочисленные приемы трактовки мотива.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Геометризованный орнамент ткани середины 60-х годовНовый силуэт и пропорции мужской одежды, модельеры 60-х 70-х годов в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии