Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: LoraLines


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Геометризованный орнамент ткани середины 60-х годов

   От живописного направления в решении орнаментов вполне закономерным был переход к четкому геометризму рисунков. Появились серии тканей, узоры которых построены на сухих ритмах геометрических фигур - иногда равномерно разбросанных по плоскости в одном масштабе, а иногда нарисованных как бы в перспективе. Геометрическому характеру рисунков соответствовал скупой колорит, чаще всего черно-белый.

В стиле геометрических орнаментов такого рода много интересных решений дала художница И. Пелещук (Комбинат им. Я. М. Свердлова). Ее предельно простым полосатым тканям свойственны черты строгого изящества благодаря удачно найденным масштабам и пропорциям полос и гладкого фона. В купонных тканях, созданных в соавторстве с модельерами специального художественно-конструкторского бюро одежды (руководитель А. Левашова), эта художница часто строит рисунок на сопоставлении полос и узорного орнамента, а также на контрасте черного и белого цветов.

Геометризованный орнамент середины 60-х годов не составил сколько-нибудь существенную группу текстиля, уступив вскоре место новому декоративному направлению, которое в европейской моде получило условное наименование «стиль африк». В основу его легли изобразительные мотивы экзотической африканской флоры, напоминающие листья пальм, южных пышных цветов и т. п. Четко очерченные контуры плоскостных форм заплелись в сложный орнамент, покрывший всю поверхность ткани. Господствующим стал «жаркий» колорит апельсинно-малиновых, зелено-желтых, фиолетово-красных тонов, весьма близкий колориту полотен Гогена. Да и в самом характере текстильных узоров можно найти много общего.

В новом направлении на равных правах выступили рисунок форм - четкий, нередко детально разработанный, и сложный колорит, решенный на контрастных сочетаниях чистых красок (например, желто-зеленых) или сближенных (малиново-фиолетовых). Мотив завитка лег в основу узоров большинства тканей. В дальнейшем своем развитии это направление обогащалось новыми растительными формами крупных масштабов и сложной замысловатой конфигурации с детальной разработкой цвета. Художникам довольно трудно было найти собственный язык в этом модном направлении. Тем не менее можно назвать некоторые оригинальные решения.

Художница Д. Финкелынтейн (Первая ситценабивная фабрика, Москва) удачно использовала в качестве основного элемента узора завиток, характерный для формы цветов и листьев на хохломской посуде. В текстильный рисунок она включила целый композиционный фрагмент хохломской росписи, преобразованный в орнамент, современный по манере исполнения.

Много рисунков этого направления разработали художники комбината «Красная Роза» в Москве, Киевской, Дарницкой, Рижской, Каунасской фабрик.

В широкие рамки понятия модных рисунков входили как крупнораппортные, так и современно трактованные «мильфлеры». Причем в каждом из этих направлений можно встретить самые различные способы передачи узора. На «Кауно Аудиняй» это сложные, перетекающие один в другой орнаменты восточного типа, построенные на сближенных тонах. В рисунке Р. Морквенене формы крупных «турецких огурцов» и пышных фантастических цветов не имеют границ контуров, создавая равномерную спокойную композицию, хорошо увязанную с новой рогожистой структурой триацетатного шелка.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Художники по текстилю - работы С. Заславской, Р. Морквенене, В. Илинекене, Н. ПроцевиченеСоветский текстильный рисунок 60-х 70-х годов 20 века »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии