Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Выпуск тканей нового направления

   Эксперименты по созданию новых структур и рисунков для синтетических тканей увлекли художников своими поистине неограниченными возможностями. В то же время в 60-е годы ассортимент шерстяных тканей, предназначенных для повседневного платья и пальто, не отличался большой новизной и разнообразием. Он постоянно отставал от требований моды. Хотя на крупных фабриках РСФСР, Украины, Прибалтики освоили выпуск тканей нового направления - длинноворсовых, с завитком, рогожистых, сочетающих в структуре различные по толщине и окраске нити, - общее количество их было ничтожно, к тому же недостаток качественных красителей часто низводил эти материалы в разряд ординарных.

Проследить эволюцию текстильного рисунка 60-х годов довольно сложно - так много здесь разных, нередко противоположных направлений, так часта их смена. Именно с этой поры господство модного направления начинает исчисляться одним-двумя годами, причем само понятие «модное» существенно меняется. Если прежде оно включало определенный круг узоров на ткани (мода на цветочный или геометрический рисунок), то теперь господствующее направление проявляется не столько в самом сюжетном мотиве, сколько в его аранжировке - принципах композиционного построения, сочетаниях графических форм и цвета и т. п. При стремительных темпах смены моды и ее быстром распространении стало невозможно надолго удерживать монополию одного вида текстильных узоров, и поэтому нередко в число ведущих включалось одновременно несколько типов рисунков.

Международная мода существенно стала влиять на характер текстильного рисунка. Лишь отдельным мастерам удавалось найти оригинальные решения, сплавить воедино модный стиль и личный почерк.

Модернизация текстильного оборудования

   Свои поиски художники часто связывали с традиционными источниками, нередко с народным искусством прошлого. И они действительно достигали блестящих результатов, создавая образцы узоров, имеющих национальную окраску. Этими свойствами наделены прежде всего ткани, производившиеся в традиционных центрах русского ситцепечатания - на московских и ивановских хлопчатобумажных фабриках. На Трехгорке и Первой ситценабивной фабрике художники постоянно разрабатывали серии цветочных орнаментов, близких к старым образцам (Л. Савченко, Е. Скворцова и другие).

В 60-е годы необычайно выросло мастерство и культура художников Дарницкого шелкового комбината в Киеве, Ленинградской ситценабивной фабрики им. В. Слуцкой, Ташкентского шелкоткацкого комбината. На них появились ткани новых структур, сочетающие натуральные и искусственные волокна, значительно улучшилась колористика, обогатился ассортимент.

Модернизация текстильного оборудования и появление новых материалов послужили стимулом для усовершенствования способов нанесения рисунка на ткань, расширили границы живописных манер и техник. В начале 60-х годов широко распространилось направление, в основе которого лежала свободная эскизная манера зарисовок, выполненных в технике «сухой кисти». Особенно

подходящей она оказалась для искусственных шелков (репс, поплин). Рисунок строится на наложении штрихового контура на живописное пятно, причем неизмеримо возросли колористические возможности: стали доступными цветовые эффекты размытых красок, переходы от чистых насыщенных тонов к слабым и приглушенным. Классическим образцом этого направления можно считать рисунок Н. Щегловой «Букет роз» (репс, 1961, Комбинат им. Я. М. Свердлова). Решенный легко и свободно, как живописный экспромт, он сохраняет прелесть натуры и в то же время достаточно условен, чтобы выглядеть текстильным узором.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Текстиль Художественный облик набивных тканейХудожники по текстилю - работы С. Заславской, Р. Морквенене, В. Илинекене, Н. Процевичене »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии