Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Октябрь 25, 2010

Текстиль

   Художественный облик набивных тканей

   Сознавая разницу творческих задач в различных видах текстиля, керамики, стекла, металла, мы все же считали важным сохранить целостность характеристики всех изделий из того или иного материала и лишь потом различать эти изделия по их целевому назначению.

Расположение глав преследовало целью в первую очередь рассказать о тех производствах, которые непосредственно связаны с самим человеком, с ансамблем его одежды, а затем с его окружением и бытовым обиходом.

Наиболее характерным явлением в художественном текстиле послевоенного периода следует считать значительное расширение ассортимента тканей как за счет модернизации традиционных структур, так и благодаря возникновению совершенно новых, связанных с достижениями химии искусственных и синтетических волокон. К началу 60-х годов различные виды синтетических материалов уже занимали господствующее место в текстильной промышленности, отодвинув на второй план натуральные, и доля их в общем выпуске продолжала увеличиваться.

Художественный облик набивных тканей также претерпел серьезные изменения, круг текстильных узоров неизмеримо расширился, возникли новые приемы нанесения рисунков и колорирования.

Первые послевоенные годы, по сути, продолжали предвоенную практику. Перемены произошли только в области организационной. Они-то во многом и определили пути дальнейшего развития всей текстильной промышленности. С 1944 года Центральный ассортиментный кабинет при Министерстве легкой промышленности СССР организует систематические выставки изделий легкой промышленности. Своеобразным творческим отчетом художников текстильного рисунка явилась Всесоюзная выставка их живописных работ (1946), включившая произведения, созданные в военные годы.

Живописное мастерство художников текстиля

   На Втором всесоюзном совещании художников текстиля в том же году была намечена программа работы на ближайшее будущее.

Различие в оформлении хлопчатобумажных и шелковых тканей в этот период определялось не особенностями их структуры, а тиражом и стоимостью материалов. Как наиболее массовый и дешевый товар, хлопчатобумажные ткани оформлялись несколько «беднее»; здесь продолжали воспроизводить традиционные, идущие от дореволюционных времен цветочные орнаменты - всевозможные классические типы набивных рисунков («пико», «ализарин» и др.). К числу типичных орнаментов такого рода можно причислить рисунок для ситца В. Гурковской «Полевые цветы» (1946, Большая Ивановская мануфактура). На коричневом фоне в россыпи мелких белых пятен выделяются скомпонованные в небольшие букетики простые полевые цветы. С помощью цветовых переходов художница придает объемность формам, хотя в целом рисунок сохраняет определенную условность. Набивные ситцы и бязь подобного типа составляли массовую серию. Стилистически близки к ним и другие цветочные орнаменты ивановских художников (О. Богословской, А. Даниловой и других); в них использованы различные народные мотивы - русские, украинские, молдавские, грузинские. Для этих композиций характерны большая сложность и многоцветность в разработке поверхности ткани, формы живой природы здесь превращены в стилизованный орнамент.

Живописное мастерство художников текстиля уже в эти годы проявлялось в свободном обращении с натурными зарисовками, в композиционной законченности работ, в умении видеть в текстильном эскизе будущую жизнь ткани в вещи, на человеке. Поэтому многие массовые ситцы конца 40-х годов, весьма непритязательно выглядевшие в куске ткани, значительно выигрывали в готовом платье.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
Выпуск тканей нового направления »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии