Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Производство ковров и ковровых изделий

   В середине 50-х годов «сюзани» выполнялись мастерицами Таджикистана и Узбекистана по индивидуальным заказам или просто для себя.

В бытовой керамической посуде традиционных форм: блюдах, кувшинах, чашах, изготовлявшихся в Хорезмской, Самаркандской и Бухарской областях (в г. Чимбай, в селениях Гундун-Мьен и Мадыр близ Хивы), растительный орнамент нередко дополнялся тематическими композициями на современные темы.

В Казахстане и Киргизии существование традиционных народных художественных промыслов во многом обуславливалось тем, что многие декоративные изделия, например узорные войлоки, находили функциональное применение в быту, одновременно играя роль украшения жилого интерьера.

По традиции полы жилищ застилались войлоками или паласами теплых, мягких тонов с черным фоном и черными же контурами и рисунком в виде полос или ромбических фигур. Занавесями, настенными панно, перегородками, отделявшими одну часть помещения от другой, как и прежде, служили вышитые и набивные шелковые ткани с яркими контрастными сочетаниями цветов.

В Туркмении в эти годы было восстановлено производство ковров и ковровых изделий. Выделкой их были заняты сотни ковровщиц в артелях Бахардена, Геок-Тепе, Кзыл-Арвата, Керкине, Ашхабада. Над изготовлением ковров трудились заслуженные туркменские ковровщицы О. Ходжигольдиева. М. Мурадова, А. Гельдиева, О. Медведева, О. Бабаева, Э. Ходырева и десятки других. Сохраняя традиционный орнаментальный строй туркменских ковров, они в то же время включают в него и новые мотивы. Так, появляются ковры «Халы-Гель», «Мяки-Гель», «Кджеб-Гель», а также ковер, посвященный хлопку, «Белое золото», с вариациями, повторяющими решения второй половины 1930-х годов.

Народное декоративное искусство Латвии

   Ввиду особых исторических судеб Прибалтийских республик, их более позднего вступления в Советский Союз, форма художественных промыслов там не утвердилась, хотя отдельные артели и были созданы, например по керамике и ткачеству. Послевоенное время в Прибалтике характеризуется усиленным вниманием к народному декоративному искусству. Союзы художников поддерживают отдельных мастеров народного декоративного искусства, создают благоприятные условия для популяризации и реализации их произведений и тем, конечно, способствуют сохранению и развитию традиционных художественных ремесел.

Во всех Прибалтийских республиках продолжает развиваться народное гончарство, узорное ткачество, вязание, ручное ковроткачество, изготовление художественных изделий из кожи с тиснением и подкраской, художественная обработка металла, резьба по дереву, изготовление изделий из янтаря.

Сравнительно большое развитие в этот период получило народное декоративное искусство Латвии. В ее восточной части, в Латгалии, потомственные мастера гончарного дела в середине 50-х годов работали не только у себя в деревнях, но и в мастерских Художественного фонда в Риге.

Широкую известность получили изделия силанян-ских гончаров Прейльского района: кувшины, декоративные тарелки, подсвечники, народные игрушки-свистульки и т. п. Мастера А. Паулан, братья Янис и Станислав Калве, Поликарп и Антон Риуч, П. Вилцап были участниками еще Международной выставки в Париже в 1937 году. Теперь к ним присоединяются более молодые мастера - П. Чернявские, Я. Дубовскис и другие.

В 50-е годы в Елгаве и Тукумсе, Смилтене, Крустпилсе были созданы керамические мастерские. Художественный фонд Союза художников Латвии объединил в комбинат декоративного искусства «Максла» народных мастеров и дипломированных художников, развивающих в своем творчестве традиции художественной керамики.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Кустарное шелкоткачество Средней Азии

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии