Статьи  >>  Текстиль, ковры
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 9, 2010

Кустарное шелкоткачество Средней Азии

   Наибольший интерес в первое послевоенное десятилетие в Армении представляли работы по организации производства ворсовых ковров. На основе глубокого изучения национального художественного наследия известный художник-ковровик Армении Акоп Кешишян организовал изготовление национальных армянских ворсовых ковров, которые начинают успешно конкурировать с азербайджанскими коврами типа «Ширван», «Куба», «Карабах», ранее выпускавшимися ковровыми артелями Армении. Новые ковры, с более крупными, по-иному, чем в Азербайджане, обобщенными растительными формами, с включенными в орнамент условными изображениями зверей, птиц, вазонов, а также элементов средневековой плетенки и тератологического орнамента, отличались в целом яркостью и декоративностью и вошли в торговые каталоги под рубрикой ковров типа «Ереван» .

В республиках Средней Азии также почти не было организованных промыслов. На основе ряда домашних художественных ремесел в этих республиках в послевоенные годы возникло производство декоративных художественных изделий промышленным способом. В первую очередь это относится к шелкоткачеству и вышивке, например к золотошвейной вышивке Бухары. В Шахрисябзе продолжала функционировать фабрика паласных ковров «Хурджум», организованная еще в 1929 году.

Кустарное шелкоткачество Средней Азии в эти годы испытывало большие затруднения с основным сырьем, из-за чего прекращается изготовление традиционных шелковых изделий.

Традиционная золотошвейная вышивка в Таджикистане была также недостаточно обеспечена сырьем, мало внимания уделялось гончарному искусству Канибадама и ювелирному искусству Памира.

Производство шелковых абровых тканей

   Производство знаменитой набойки «чит» района Ура-Тюбе, выполнявшейся на кустарной хлопчатобумажной ткани «карбос», постепенно сокращалось, а вскоре и исчезло совсем; резьбой по дереву и по гапчу занимались лишь единичные мастера.

В Узбекистане и в Таджикистане в послевоенное время в достаточно широких масштабах развивалось производство шелковых абровых тканей, изделий, вышитых шелком и золотом, бытовой керамики, а также - в несколько меньшей степени - искусство резьбы по дереву, резьбы по ганчу, изготовление художественных изделий из металла и ювелирных украшений, риштанской керамики. Но это была не продукция промыслов, а работа отдельных мастеров, выступавших от случая к случаю на выставках и выполнявших заказы по случайным договорам.

Узбекские ковры менее плотные, чем туркменские, не уступают им по красоте и художественным достоинствам. Это обусловило их развитие в послевоенные годы. Только в одной хивинской артели «Умид» работало в середине 50-х годов триста мастериц, в том числе такие талантливые, как Л. Ру-зистова, М. Джуманиязова, А. Колджаева.

Большое развитие в послевоенный период получило производство шелковых тканей в г. Маргелане. В интерьере узбекского жилого дома по-прежнему находят применение шелковые набивные и вышитые занавеси-панно «сюзани». Огромные (70-90 см в диаметре) алые и золотые круги на белом, а иногда на черном фоне контрастируют своими статичными пятнами с широким черным стеблем, заполняющим плоскость между кругами; стебель украшен множеством симметричных отростков-завитков, мягко входящих в фон и придающих всей композиции динамичность и узорчатость. Сами круги получают второй капризно извивающийся контур, а окружающий их фон приобретает характер орнамента.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Русские цветочные коврыПроизводство ковров и ковровых изделий »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии