Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Народный промысел в 50-е, 60-е годы в СССР,  резьба по дереву, косторезное искусство и прочее

В 1947 году под Москвой, в г. Хотьково, в артели «Народное искусство» был организован косторезный цех, задачей которого стало изготовление из простой кости-цевки художественных изделий.

Сочетая кость с деревом (орехом, капокорнем), металлом, пластмассой, успешно применяя многоплановый рельеф, ажур, гравировку, мастера в содружестве с такими тонкими и опытными художниками, как М. Раков и С. Евангулов, в короткое время добились того, что их произведения на выставках и прилавках магазинов заняли место рядом с произведениями холмогорских и тобольских мастеров, иногда даже превосходя их новизной подхода к материалу. Хотьковские мастера успешно развивают традиции миниатюрной резьбы по твердым породам дерева.

В Ростове-Ярославском в послевоенные годы талантливые мастера В. Горский, И. Солдатов, А. Кокин стремятся возродить (в основном в выставочных работах) традиции искусства финифти, исходя из декоративных композиций старинных сольвычегодских эмалей.

Обращаются в эти годы к традициям и специфическим приемам местного черневого дела и мастера великоустюжской артели «Северная чернь». Их изделия в первое послевоенное десятилетие отличались крайней сухостью и перегруженностью орнамента, в котором странным образом переплетались жесткая графичность и натуралистическая трактовка растительных мотивов. Художественный руководитель артели Е. Г. Пильниковский, получивший воспитание в Ленинградской Академии художеств, более чем кто-либо другой потрудился над перенесением сложных тематических композиций станковой графики на серебряные вазы, подстаканники, портсигары и т. п. Лишь постепенно в своем творчестве Шильниковский приближается к принципам декоративного искусства. Значительного успеха достиг он в спроектированной в 1952 году стопке с узором золотого хмеля на серебряно-черневом фоне. Орнамент на ней более выразителен по пятнам и силуэтам и в то же время менее дробен и многословен, чем во многих предшествующих работах.

Декоративный эффект сочетания серебра с чернью и позолотой в данном решении восходит к традициям московской черни XVTI века. Работа эта в те годы выгодно отличалась от остальной продукции артели и послужила началом нового направления в искусстве «Северной черни».

Мастера богородской резьбы по дереву после войны продолжали создавать как декоративную скульптуру малых форм, так и анималистические игрушки с движением.

В эти годы всячески поощрялось творчество богородских резчиков в области скульптуры на современные темы. Однако, несмотря на огромные усилия, именно в этом жанре было меньше всего удач: мастера подпадали под влияние станкового искусства и создавали совершенно не свойственные им композиции, лишенные всякой декоративности и связи с местной традицией. В связи с подобной тенденцией те, кто хорошо знал богородский промысел, заговорили о его упадке и бесперспективности.

Свежим и новым явлением в творчестве богородских мастеров начала 50-х годов явилась возрожденная богородская игрушка с движением. Сохраняя преемственность традиционной формы, она приобрела новое содержание. Этими качествами обладала, например, игрушка молодой богородской мастерицы В. Палиловой «Девочка, кормящая голубей», сделанная по принципу традиционных «клюющих курочек». Тема мира - магистральная тема 50-х годов - дается здесь занимательно, с теплым юмором, присущим традиционной богородской пластике. Настоящим маленьким открытием явилась и игрушка В. Зинина «Медведь на велосипеде», послужившая родоначальницей «медвежьей серии» богородских мастеров.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Городецкий промысел в СССР, травное письмо, хохлома

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии