Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Городецкий промысел в СССР, травное письмо, хохлома

В 50-х годах восстанавливается и городецкий промысел. В деревне Курцево, близ города Городца Горьковской области, в 1954 году была организована новая артель. Последний представитель Городецких мастеров А. Коновалов собрал вокруг себя группу молодежи и приступил вместе с учениками к разработке нового ассортимента изделий с традиционной росписью.

Первые шаги в этом направлении были весьма нелегкими. Не могло быть и речи о том, чтобы силами одной только неопытной молодежи возродить сложную сюжетную городецкуго роспись. Поэтому Коновалов пошел по пути создания более простых орнаментальных композиций с теми мотивами, которые в XIX и в начале XX века сопровождали главный сюжет в росписи донец прялок. Мотивы птиц, коня и розы-дикуши украшали предметы нового ассортимента: детскую мебель, столики, скамеечки, декоративные полочки, а также настенные декоративные блюда и панно из сосны, имеющей интересную природную текстуру. Роспись выполнялась масляными красками, прямо по дереву, с покрытием бесцветным лаком. Конечно, такая роспись имела характер простой раскраски и была еще далека от живописных традиций Городца.

В ряде действующих промыслов в послевоенные годы восстанавливаются и развиваются забытые традиции художественного творчества.

В Хохломе получает большое распространение почти вышедшая из употребления травная роспись. Примером, относящимся к середине 50-х годов, может служить большая чаша работы одного из старейших мастеров Хохломы, Ф. Бедина из Ковернинского района. С внутренпей стороны чашу украшает рисунок, известный по музейным образцам XIX века: ромб с двухцветной розеткой в центре и с трехчастными пальметтами по углам, от которого, завиваясь в одну сторону, легко и свободно взмывают вдоль всего внутреннего края пучки красных и черных травных завитков.

Наружный убор чаши более строг и статичен. Он состоит из опоясывающей тулово полосы штрихов черного и красного цвета. Таким образом, и здесь мы видим сознательное обращение мастеров к традиционным формам и мотивам. Большая, нарядная, свободно и широко раскрытая чаша Ф. Бедииа была как бы отправной точкой для дальнейшего развития хохломского искусства послевоенного времени.

С конца 50-х годов травное письмо получило в Хохломе особое распространение. Наряду с ним в промысле продолжали существовать другие виды письма: так называемая Кудрина, а также роспись «под фон» и «под листок». Любовно приглядываясь к травам и цветам окрестных полей, мастера-хохломичи передавали их цветенье в обобщенной, композиционно и ритмически завершенной форме, не утрачивая трепетности живого ощущения природы. При этом росписи мастеров г. Семенова отличались большей монументальностью, более крупными, несколько статичными формами цветов, листьев, травных узоров по сравнению с подвижной и воздушной трактовкой тех же мотивов в ковернинской (сёминской) Хохломе. Мастера г. Семенова были сильны отличной графикой письма; они рисовали, а затем раскрашивали свои узоры, дополняя основные мотивы мелкими штрихами-разделками. Сёминские мастера, будучи по природе живописцами, свободно, прямо кистью писали на поверхности предметов свои одухотворенные композиции.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Юбилейное искусство в СССР (продолжение), исторические и народные темыНародный промысел в 50-е, 60-е годы в СССР, резьба по дереву, косторезное искусство и прочее »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии