Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Юбилейное искусство в СССР (продолжение), исторические  и народные темы

Историческая тема и темы недавней войны

Особенно часто военные события изображали миниатюристы Федоскина, Палеха, Мстеры, Холуя. Мстерец И. Н. Морозов в своих «битвах» и других военных сюжетах мастерски изобразил большие группы всадников, полные отваги и целеустремленной силы. С большой любовью и убедительностью И. Морозов передал пейзаж и архитектуру не просто как фон для батальных сцен, а как естественную среду - одновременно и жизненную и сказочно-условную. Среди лучших работ, созданных им в то годы, -узкая длинная шкатулка, па крышке которой написана миниатюра под названием «Дмитрий Донской повел войска на защиту Москвы в 1380 году» (1948). Ювелирная тонкость живописи позволяет любоваться каждым квадратным сантиметром драгоценной поверхности росписи. Гармония, собранность звучного теплого колорита, динамичность и пронизанность всей композиции орнаментальным ритмом определяют эмоциональную силу и убедительность этой вещи.

Историческая тема и темы недавней войны заняли большое место и в творчестве палешан. Миниатюры «Штурм Измаила», «Битвы предков», «Форсирование Днепра» пишет старейший мастер Н. Зиновьев. Изображению в одной композиции множества различных событий героической борьбы за Родину придавался символический смысл, воспевался мужественный дух народа.

Под искусной тонкой кистью старейших художников палехская миниатюра, посвященная современности, не переставала быть драгоценностью. Между тем в творчестве молодых художников миниатюрной живописи конца 40-50-х годов стремление к жизненной достоверности и правдоподобию изображения приводило к нарушению декоративной специфики миниатюры, к отрыву изображения от предмета, украшаемого ею. Такое положение мешало возможности развития искусства лаковой миниатюры. В связи с этим чрезвычайно остро вставала проблема художественного мастерства и специфики данного вида искусства.

Новый подъем художественных промыслов

Несмотря на отрицательные явления, коренные традиции лаковой миниатюры продолжали развиваться в творчестве художников, посвящавших свои произведения наиболее органичным искусству сказочным и песенным темам: в миниатюрах «Сказка о царе Салтане» В. Пузанова-Молева (Холуй), «И кто его знает...» Т. Зубковой (Палех), «Весна в царстве берендеев» М.Дмитриевой (Мстера) и других. В Федоскине восстанавливаются забытые приемы письма по блестящим подкладкам и перламутру («Танец грузинки» С. Рогатова, «Снегурочка» М. Пашинина). В те годы эти произведения были восприняты как открытие новых возможностей искусства лаковой миниатюры.

Новый подъем художественных промыслов в первую очередь в Российской Федерации был связан, с одной стороны, с приходом в промыслы талантливой молодежи, большей частью окончившей специальные профессиональные училища и школы, с другой - с активным участием в этом возрождении опытных художников и искусствоведов, хорошо знающих традиции и возможности каждого промысла.

Одним из ярких примеров такой совместной работы может служить возрождение гжельского фарфора с народной декоративной росписью благодаря усилиям художницы-керамистки Н. И. Бессарабовой и специалиста по истории искусства народной керамики А.Б.Салтыкова. Кроме выпуска красивой расписной посуды и ваз по образцам, создаваемым Н. И. Бессарабовой, к творческому исполнению гжельской керамики был привлечен ряд мастеров промысла. Свободная кистевая роспись кобальтом, несмотря на скупость средств, поражает разнообразием декоративной трактовки растительных мотивов, взятых из природы. Творческая активность мастериц в создании самостоятельных решений росписи открывала большие возможности перед этим искусством.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Юбилейный хрусталь (стекло) в СССРГородецкий промысел в СССР, травное письмо, хохлома »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии