Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Юбилейный хрусталь (стекло) в СССР

Победа советского народа в Великой Отечественной войне и последующие юбилейные даты нашей страны - 30-летие Октября, 800-летие Москвы, 300-летие воссоединения Украины с Россией, 30-летие Советской Армии и, наконец, подготовка к 40-летию Октября - вызывали к жизни произведения иного рода - вещи, драгоценные по материалу и уникальные по мастерству исполнения. В них художники стремились выразить своим искусством любовь к Родине, торжество и радость победы.

Эти произведения, появившиеся в 40-50-х годах в самых разных промыслах, проникнуты жизнеутверждающими идеями, острым ощущением бытия, созидательных творческих сил человека, поэтическим восприятием родной природы.

Мастера стремятся создать образ положительного героя, в первую очередь победителя, полководца. Отсюда многочисленные портретные композиции. Примером могут служить ажурные кубки из мамонтовой кости, выполненные ведущими мастерами - художниками холмогорского промысла: кубок А. Штанга с рельефными портретами русских полководцев и П. Черниковича - с портретами советских маршалов.

Особенно распространенным было изображение победного салюта, который в эти годы стал символом победы н получил образное воплощение во всех существующих жанрах искусства народных художественных промыслов. В большинстве произведений разных видов декоративного искусства салют изображался в виде расцветших огней фейерверков на фоне Московского Кремля. Но при этом каждый автор находил свои эмоциональные средства выражения.

В числе наиболее убедительных декоративных решений этой темы - плоская коробочка из мамонтовой кости художника М. Ракова (1946).

Крышка равномерно покрыта ажурно-рельефной резьбой в виде изящных, но вместе с тем сочных и энергично вьющихся побегов, орнаментальных завитков и разного размера цветочных розеток, которые, несмотря на свободный ритм, организованы в уравновешенную, почти симметричную композицию. Центральную часть крышки занимают плоскорельефные изображения храма Василия Блаженного, Спасской башни, купола Кремлевского дворца и Мавзолея, объединенные Кремлевской стеной. Внизу замыкает композицию картуш с надписью «Салют Победы». Эмоциональное воздействие этой вещи определяется не только красотой изображенной архитектуры и ее символическим смыслом, но и динамичной, сочной пластикой резьбы, ее ясной естественной завершенностью и живой игрой светотени, сгущающейся в темном узорном пространстве фона. Нарядное и праздничное, это произведение миниатюрной резьбы по кости привлекает своей искренней жизнерадостностью.

Другое монументально-декоративное решение находим в панно «Салют Победы», созданном в те же годы народным мастером В. Носковой в технике мастерской вышивки белой гладью. Разноцветные всплески салюта здесь превращаются в гроздья тонко проработанных цветов на грациозных изогнутых стеблях. Впечатление цветных огней передается красотой и разнообразием нежных, воздушных швов и разделок. Аналогичный мотив можно видеть и на занавесе-панно «Салют», выполненном в селе Бедное Калининской области в технике белой строчки, по проекту художницы Н. Сапожпиковой (1947).

Многие свои произведения на темы минувшей войны народные мастера создают в жанре исторических баталий.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Стекло (хрусталь) второй половины 1970-х - начала 1980-х годов СССР, художникиЮбилейное искусство в СССР (продолжение), исторические и народные темы »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии