Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Стекло (хрусталь) второй половины 1970-х - начала 1980-х годов СССР

Важный итог развития советского стекла в 60-70-е годы - переход на качественно новую по своей эстетической значимости ступень. Она знаменуется многообразием стилевых манер и направлений, расширением сферы применения стекла от проектов бытовой посуды до монументально-декоративных форм. Цветопластические ансамбли конца 60-х - начала 70-х годов составили новый тип условно называемого «интерьерного стекла». От них начинался путь к монументальным объектам из стекла для архитектурного пространства - скульптурно-пластическим ансамблям, светильникам, фонтанам. Эксперимент со свободной пластической формой характеризовал следующий этап развития стекла, связанный с приходом в стекольное дело большого отряда новых художников. В 1960-е годы сформировалось творчество теперь уже известных Н. Гончаровой и Н. Тихомировой на Ленинградском заводе художественного стекла; С. Верина, Р. Аксенова, О. Козловой, В. Касаткина, А. Курилова на Гусевском хрустальном заводе; С. Коноплева, А. Новикова, Л. Кучинской на стеклозаводе «Красный Май»; В. Котова на Дятьковском хрустальном заводе; В. Бердникова, Н. Курьяновой на Первомайском заводе; Е. Вихровой, Ю. Жульева на заводе «Восстание», Г. и А. Ивановых (Ленинград).

Характерной отличительной чертой развития производств стекла стало определение художественной направленности, связанной с традициями стеклоделия на том или ином заводе, с национальными особенностями развития искусства в республиках. Это привело к выявлению ряда художественных признаков, позволивших говорить о гусевском и ленинградском хрустале, красномайском стекле, стекле Украины, Белоруссии, Прибалтики.

Искусство стекла второй половины 1970-х - начала 1980-х годов

   С середины 1970-х годов началась активная творческая деятельность талантливой молодежи. Художественные лаборатории заводов пополнились выпускниками ЛВХПУ и МВХПУ. Это И. Мачнев, М. Кизлов,. Чумакова, В. Погребной, Б. Федоров, Н. Эверт, А. Анищик, Т. Малышева, О. Сазыкина, Н. Павлуцкая, А. Воронцова, Н. Урядова, М. Лисицина, Н. Андреева, Е. Щапова. Следует отметить, что благодаря приходу художников на заводы среднего звена, где раньше не было лабораторий, заметно повысился общий эстетический уровень массовой продукции.

Интересно и активно начала свою творческую биографию в стекле молодая московская художница Т. Шушканова.

Искусство стекла второй половины 1970-х - начала 1980-х годов представляет собой следующий интересный этап его развития, выходящий, однако, за хронологические рамки наших очерков. Тем не менее хотелось бы сказать несколько слов о наиболее характерных чертах, отличающих художественное стекло этого периода.

Авторский эксперимент устремился в русло пространственно-пластических поисков. Поиски свободной пластической формы способствовали рождению жанра стеклопластики во всем многообразии творческих решений. Интересна и остроиндивидуальна концепция пространства в работах московской художницы Л. Савельевой, львовского художника А. Бокотея. Декоративная композиция Савельевой «Сокольники» (1975) открыла новый принцип понимания пространства в стекле. Средствами пластической выразительности форм и живописи раскрывается внутреннее пространство стекольных объемов и его связь с внешним миром.

A. Бокотей в своих композициях, как правило, круглых форм, находит интересные внутренние структуры, подчеркивающие момент напряжения в столкновении с внешней оболочкой предмета.

Характерной чертой искусства стекла второй половины 1970-х годов является возрождение интереса к тематической и цветочной живописи на стекле, пришедшей на смену так называемой «живописной разделке», то есть покрытию стекла лентами, отводками, горохом и т. д. В этом виде стекла интересно работают Е. Щапова, Е. Вихрова, Н. Андреева, Ю. Манелис.

Именно в 70-е годы получает развитие архитектурное декоративное стекло. В поисках связи с архитектурным пространством видоизменяются традиционные формы светильников, декоративных решеток, фонтанов. Появляются новые типы форм - объемно-пространственные стекольные объекты, объемно-световые композиции. Здесь следует назвать ведущих художников - Ф. Ибрагимова, Л. Савельеву, Т. Сажина, Л. Фомину, В. Котова, B. Муратова, В. Шевченко, А. Степанову, С. Рязанову, Г. Антонову, Ю. Мунтяна и других.

Таким образом, сфера функционирования стекла расширилась. Стекло заняло одно из ведущих мест в эстетическом оформлении быта, предметной среды, в решении художественной проблемы синтеза декоративных искусств с архитектурой, столь актуальной для искусства нашего времени. Искусство стекла продолятет обогащаться новыми художественными качествами благодаря яркой индивидуальности большого талантливого отряда художников. Не случайно за последние годы появилось много альбомов, книг и статей, посвященных этой области искусства.

С 1944 года был принят ряд мер по восстановлению и развитию промыслов. При Совете промысловой кооперации РСФСР было организовано Главное управление художественной промышленности Во многих областях восстанавливались специализированные художественные союзы, экспериментальные лаборатории и профессионально-технические школы.

Художественные промыслы и ремесла

   В послевоенные годы художественные промыслы вступили изрядно ослабленными и разоренными. Естественно, что значительные усилия в первое время были направлены на их возрождение, на подбор кадров художников и мастеров, на восстановление былого мастерства.

Крупные денежные средства выделялись государством на творческие заказы, на создание фонда образцов при артелях, на проведение конкурсов и повышение профессионального уровня мастеров.

В эти годы в художественной деятельности промыслов параллельно развиваются два основных направления: производство изделий массового выпуска и создание уникальных выставочных произведений. В выпуске так называемой «массовки» мастера народного искусства в первые послевоенные годы оказались примерно в том же положении, как и в 1920-х годах. Силами промыслов, в особенности текстильной группы, восполнялся недостаток товаров широкого потребления в связи с тем, что множество промышленных предприятий было разрушено войной. Из-за нехватки самых необходимых материалов - пряжи, тканей, красителей - продукция массового выпуска отличалась низким качеством.

Среди изделий из папье-маше с миниатюрной живописью преобладали копии станковой живописи либо подражания ей; в области вышивки наблюдалось засилье «ришелье», в производстве декоративных текстильных изделий для интерьера и отчасти для костюма практиковалась роспись масляными красками по трафарету. В вышивке воспроизводилось немало устаревших рисунков, оставшихся в промыслах еще от конца XIX века, от оберток мыла «Брокар». В этой связи уже в первые годы после окончания войны предпринимаются шаги для оздоровления искусства народных художественных промыслов, для возрождения и развития их прогрессивных художественных традиций.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Развитие художественного стекла (хрусталь) в республиках Закавказья и Средней Азии СССРЮбилейный хрусталь (стекло) в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии