Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Белорусское стекло, хрусталь СССР

В общей картине стекольной промышленности СССР особое место занимает белорусское стекло. Коллектив художников завода «Неман» органично сочетает высокую культуру производства массовой бытовой посуды с линией уникального выставочного творчества. Палитра художественных средств здесь в 60-е годы была необычайно многообразной: от тонкого выдувного стекла и тончайшей гравировки до массивных пластов с пескоструйной обработкой и свободной лепнины гутного стекла. Круг творческих интересов В. Мурахвера очень широк; в каждом жанре художественного стеклоделия он находит свою линию, колорит, настроение. Могучей первозданной силой покоряют его декоративные композиции, будь то изображения животных-гигантов на блюдах «Битюг» (1959) и «Бизон» (1962) или полная экспрессии фигура рабочего на блюде «Стеклодув» (1965). Весь декоративный строй этих произведений способствует выражению физической мощи и здоровья, исходящих от родной земли. Ограненное по его эскизу изделие художник сам заканчивает на станке. Отчеканивая победитовым резцом нужные участки рисунка, высекая линии, он заставляет фон играть особой фактурой. Такой метод работы предельно усиливает глубоко индивидуализированный рукотворный характер его произведений. Линия гутной пластики получила развитие в серии ваз Мурахвера, в его комплекте «Солнце».

Новыми по типу декоративной формы стали его настольные экраны «Лев», «Стеклодув» (1968), в которых художник выразил скульптурную особенность материала, обыгрывая при этом свойства массы стекла, излучающей свет.

На Всесоюзной выставке декоративного искусства 1968 года художники «Немана» представили разнообразные как по технике исполнения, так и по декоративно-образному содержанию работы. Принципиальной новизной выделялся сервиз «Праздничный» С. Раудвеэ - большой строгий стол хрустальной посуды. Идея «стекольного стола» Б. Смирнова находит здесь принципиально иное решение: если у Смирнова - карнавальная сцена, ассоциативная картина сказочного пиршества, то у Раудвеэ это современный торжественный стол. В нем с безукоризненным вкусом и сдержанностью сочетается холодный бесцветный хрусталь и красное стекло, строгие объемы гладких цилиндров и нарядный искрящийся пояс алмазной грани «камнем».

Совсем другой образ праздника, легкий и эксцентричный, находим мы у Л. Мягковой в сервизе «Карнавал» (1968). Художница обратилась к тонкому выдувному стеклу - материалу, в котором выявляются иные выразительные свойства: прозрачность и хрупкость, выверенность, отточенность силуэтов, ювелирная отделка мелких деталей, акварельный цвет.

Эстонская художница К. Вакс, работавшая с 1967 по 1972 год на «Немане», развивает в своем творчестве линию тончайшей гравировки, выполненной победитовым колесом. Ее блюда, вазы из бесцветного хрусталя и стекла покрыты тончайшей сеткой узоров; это мелкие звездочки, легкие бабочки, нежные женские лики, вплетающиеся в орнаментальный фон изделия.

Интересную самобытную линию развития в белорусском стекле представляет мастер А. Федорков, владеющий особым приемом украшения изделий филигранной нитью, напоминающей венецианскую нить. Эта техника, названная на заводе «неманской нитью», позволяет выполнять небольшими тиражами уникальные произведения.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Изделия из гутного стекла в СССР, декоративные композицииРазвитие художественного стекла (хрусталь) в республиках Закавказья и Средней Азии СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии