Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 8, 2010

Сульфидно-цинковое стекло в СССР

В конце 1960-х годов новый этап цветопластического освоения переживает сульфидно-цинковое стекло. Если вначале художники изучали и использовали подвижность цвета сульфидного стекла на сугубо утилитарных формах, то теперь со всей очевидностью на первый план выступили его декоративные возможности. Художники Л. Фомина и Т. Сажин, работающие совместно, избрали в качестве основного декоративного средства рифление. Так были выполнены большие декоративные комплекты «Северное сияние», серия блюд, ваза «Экспромт», процветшая цветами. Позднее мотив цветка был использован авторами в монументальных работах для архитектуры.

Расширилась эмоционально-смысловая функция сульфидного стекла в произведениях С. Бескинской - комплектах «Зеленые туеса», «Большой праздник» (1967 -оба). Особую пластическую наполненность внесли работы В. Хролова, его почти скульптурные фигурные сосуды.

   «Цветы луны» С. Бескинской - большая декоративная композиция, своего рода панорама диковинных свободных скульптур. Опаловая дымка тумана будто подсвечена изнутри, и лишь в одном объеме пробивается теплый, оранжевый огонек. Вибрирующий тончайшими оттенками млечной гаммы цвет становится главным носителем образа этого «стекольного пейзажа». Прихотливая причудливость форм усиливает таинственную неизвестность природы этих вещей. Вместе с тем это только кажущаяся произвольность. Она целиком подчинена замыслу художника, который точно распределяет роли предметов, сливает их в слаженный ансамбль контрастов и гармоний линий, света и цвета. Это произведение, где форма, цвет, техника переходят в образ. Поэтическая линия, проступавшая и в более ранних работах Бескинской, ярко прозвучала в большом программном произведении.

Совсем по-иному раскрывает декоративную природу сульфидного стекла В. Шевченко, начавший работать в нем в 1964 году. Произведения Шевченко характеризуют совсем особую линию в искусстве современного стекла. Связать их с какой-либо традицией в художественном стеклоделии трудно; его декоративные вазы-бутыли, штофы, кружки утверждают новый взгляд на характер декора и пластические возможности материала. Если вспомнить работы художника с шамотом (ваза «Северная», 1965) с их явным тяготением к монументальным пластическим формам, то станет ясен ход творческой мысли художника и в сульфидном стекле. Начав с отдельных предметов (вазы «Ромашка», «Морская», кружка «Русская», 1967- 1968) и комплектов из двух-трех предметов и декоративных ваз (1968-1969), Шевченко приходит затем к большим ансамблям, где цвет и пластика являются основным средством эмоционально-образного воздействия. Так возникают ансамбли «Праздничный», «Костры» (1970), настенные панно «Воспоминания» (1969).

   Композиция «Костры» - большое живописно-пластическое полотно, взволнованное, патетическое. Светотеневая моделировка объемов благодаря разной глубине и толщине лепного орнамента порождает обилие нюансов красного цвета: от густовишневого, почти лилового, через оранжевый - до прозрачно-красноватого и желтого. Летящие языки пламени стали основой образа. Эмоциональность цвета подкреплена мощной лепкой ваз-цилиндров и декоративных волнообразных экранов. В настенном панно «Воспоминания» заложена интересная идея подвижной декоративной стены из стекла. Она строится из отдельных звеньев - лепных медальонов с изображением мотивов древнерусской каменной резьбы. Распластанная на плоскости, она воспринимается не как заключенное в обрамление панно, а как подвижный витраж с бесконечными изменениями его рисунка. Из этой же тематической серии Шевченко вышли его вазы «Камни», блюдо «Нерль», отмеченные республиканской премией конкурса «Владимир - Суздаль» в 1969 году. Сульфидная сюита Шевченко намного расширила функции декоративного цветного стекла, вывела его в область монументального и оформительского искусства.

Выразительны и свободны формы декоративных ваз художницы Г. Антоновой. Ее тонко согласованные комплекты «Аметист» (1961) и «Топаз» (1968) свидетельствуют об успешных поисках свежих и острых силуэтов выдувных форм. Вазы «Зеленые пеньки» (1963) и «Лунная» (1964) можно рассматривать как дальнейшую работу автора над усилением декоративного начала в предмете. С этой целью художница обращается к крупнозернистой фактурной обработке всей поверхности сосуда. Среди других работ Антоновой обращает внимание серия ваз «Огонь» (1967).

Очень динамичные по форме и цвету, полыхающему огненными языками красных, орагокевых и желтых пятен, эти вазы несут большой эмоционально-образный заряд. В этой серии использована возможность воплощения замысла различными пластическими средствами. Одна из ваз серии «Огонь» решена в форме пламени, а в другой использована лепная фигура красного петуха - народная метафора грозной огненной стихии.

Среди работ художницы С. Рязановой выделяются вещи с особой трактовкой пластического декора на стекле. В то время, когда другие художники либо высекают рельефные формы па поверхности охлажденного стекла, либо используют гутные приемы свободных налепов, Рязанова обратила внимание на декоративный эффект использования «клейма» как повторяющегося орнаментального раппорта.

На юбилейной выставке МОСХа в 1967 году Рязанова впервые показала свои вазы «Ладья», блюдо «Прибой» и другие, где одно тщательно проработанное клеймо заключало в своей толще декоративно обобщенные рисунки с включением в стекло инородного материала - кованого железа.

 







Скрыть комментарии (1)

А вот это не ваза Ладья Рязановой? - Сентябрь 20, 2014

Фото для "Сульфидно-цинковое стекло в СССР"




Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Работы ленинградских художников - А. Остроумова, Ю. Бякова.Хрусталь, стекло Шушкановых 1970-х годы СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии