Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: LoraLines


Опубликовано: Ноябрь 6, 2010

Работы ленинградских художников - А. Остроумова, Ю. Бякова.

   Особое место среди ленинградских тематических произведений занимают работы Ю. Бякова. Новизна форм (композиция «Тройка», 1968; «Племя молодое» и «Варшавянка», обе - 1969), обобщенность, несколько плакатная условность решения рисунка (серия ваз «Далеко ли вдалеке», ваза «Яблочко») отличает его художественный почерк.

Особую линию в советском уникальном стекле составляют работы другого ленинградского художника - А. Остроумова. Произведения этого ищущего художника выделяются новизной прочтения пластической формы стеклянного сосуда, будь то мягко выдутые тонкостенные вазы или массивные, как бы высеченные из застывшей глыбы стекла; в них всегда ощущается декоративная острота ранее не встречавшихся форм. Ряд уникальных вещей Остроумова обладает большой силой зрительного и эмоционального воздействия, достигаемого одной только пластикой, неожиданностью смелых членений формы, ритмом выразительных линий и граней. В декоративных вазах «Солнышко» (1964), «Трезубец» и «Роза» (1967) ему удалось гармонично сочетать несопоставимые, как раньше казалось, приемы свободной выдувной формы вазы и ее огранки. Работа художника над хрусталем началась в 1960-х годах с эксперимента над формой. Отказавшись от декора, Остроумов сосредоточил поиски на конструкции (ваза «Лес», 1963).

Постепенно Остроумов обращается к грани, сначала широкой, соответствующей своей строгой простотой характеру форм (таковы ваза «Грань», прибор для вина, 1966), а затем к алмазной грани (ваза «Сапфир», прибор для воды, набор для вина), где широкая грань заменяется сверкающим фризом.

Ваза "Аккорд", заслуженный художник РСФСР Остроумов А.М.

Ваза "Аккорд", заслуженный художник РСФСР Остроумов А.М.

Работы Остроумова над новыми рисунками алмазного узора логически развивают идеи, заложенные в характере найденных им форм. Насыщенность светом каждой глубокой грани, контраст матовой и блестящей поверхности, сочетание крупного шага узора с мелкой, почти ювелирной сеткой каждый раз подчеркивают конструкцию предмета. Оставляя гладкими мягкие округлые формы горлышка графина, верха вазы либо поддона рюмки, художник четким геометрическим рисунком накрывает основную поверхность. Вазы «Петровский кораблик» (1963), «Маргарита», «Октябрина» (1969) отличаются спокойными устойчивыми формами, абсолютной завершенностью конструкции и ритмической строгостью орнамента.

В этих произведениях есть обращение к лучшим образцам классического наследия: массивные формы ваз с достоинством несут на себе сверкающий торжественный наряд.







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Ленинградские художники по стеклу, Л. Юрген, А. Аствацатурьян и др.Сульфидно-цинковое стекло в СССР »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии