Статьи  >>  Стекло, хрусталь, декоративное народное искусство СССР
От: marina51


Опубликовано: Ноябрь 6, 2010

Произведения из стекла Б. Смирнова (СССР)

В сфере уникального творчества в стекле особое место занимают произведения ленинградского художника Б. Смирнова, их можно считать не только смелыми, но и перспективными, «стилеобразующими».

Произведения Б. Смирнова каждый раз поражают новизной идеи и ее образного раскрытия. Пожалуй, это главная особенность этого художника. Даже в развитии определенной темы Смирнов никогда не повторялся, не варьировал раз найденный мотив, а открывал новые, порой спорные и неожиданные стороны образно-декоративного строя стекла.

   Работы Смирнова сложны, глубоки по мысли, и часто лишь длительное общение с ними дает радость проникновения в суть образа. Главная тема его творчества - изображение и предмет; ее он решал в разных техниках обработки стекла.

Среди ранних его вещей выделяется ваза «Девичья» (1960). Для нее характерна поэтичность образа и мастерство рисунка, в котором нет границы между орнаментом и изображением, одно органически вытекает из другого. Предельно лаконичный строй орнамента на вазе «Звук» обладает большой силой воздействия: здесь зрительные впечатления от рисунка концентрически распространяющихся граней-волн как бы переходят в слуховой музыкальный образ.

Считая главным в стекле его прозрачность, Смирнов находил высокие формы эстетической выразительности этого свойства материала. Он много работал над проблемой взаимодействия различных изображений, просматривающихся сквозь прозрачные стенки полого сосуда. Интересен в этом отношении его хрустальный сервиз «Простой» (1960). Здесь на графинах, кувшинах, бокалах и стаканах в легкой графической манере изображены различные житейские сцены. На каждом предмете - сюжет из двух рисунков, людей или животных, нанесенных на противоположные части сосудов таким образом, что изображаемые вступают между собой во взаимодействие и в прозрачном объеме смотрятся как целостная композиция. В таком плане выполнены большая хрустальная ваза «Иван да Марья» (1960), широко известный триптих «Стеклодувы» (1961), а также ряд произведений на темы музыки -вазы «Бах» (1962), «Джаз» (1962), сервиз «Оркестр» (1965) и др.

   Б. Смирнов создавал пространственно активные формы, пластическая выразительность которых никогда не уступает место плоскостному изображению. Декоративный триптих «Стеклодувы» явился в этом смысле программным произведением для всего нашего художественного стекла. Программность присуща и некоторым более ранним произведениям Смирнова - «Соколик» (1950), графины в виде «барынь» (1957), «Петушок» (1957), сосуд «Танцующая пара» (1959). Они начали собой линию фигурных сосудов, связанных с народной традицией гутного стекла. В «Стеклодувах» же впервые обнаружились новые возможности стекольной пластики с ее широким миром современных образных ассоциаций. Изображение находится как бы внутри формы и становится активным элементом в процессе формообразования вазы или сосуда. Мотивы даны в легкой, эскизной манере, они создают лишь эмоциональный настрой произведения, не претендуя на повествовательное раскрытие темы. В многопредметном сервизе Б. Смирнова «Оркестр», состоящем из нескольких групповых комплектов («Саксофон», «Виолончель», «Контрабас»), изображения музыкантов находят завершение в пластическом решении форм.

Несомненно, незаурядна композиция Б. Смирнова «Человек, конь, собака и птица», появившаяся впервые на Всесоюзной юбилейной выставке 1970 года. В соединении изобразительного и декоративного начал Смирнов делает здесь еще один шаг. В основе произведения - мысль о единстве человека с природой, которая целиком переходит в сферу живописно-пластического решения. Автор находит интересный прием соединения лепного изобразительного рельефа с выдувными объемами цилиндров, служащих как бы корпусом, телом всей композиции.

   Особенно интересно решает здесь художник живописно-пластическую задачу. Используя палитру ярких условных цветов (синий человек, красный конь, желтая птица, зеленая собака), он свободно располагает их на разных объемах, входящих один в другой. Прозрачность материала дает возможность достигнуть большой силы живописного звучания цвета, проглядывающего сквозь толщу бесцветного стекла.

Повышенный интерес к пластике свободно выдуваемых форм привел художника к его знаменитому «Праздничному столу» (1967), выполненному в гутной технике (мастер-исполнитель П. Думич). Взяв за основу технический прием «медвежьей лапы», Смирнов сделал его лейтмотивом многопредметной композиции (более 140 предметов). Этот мотив проходит и в традиционных сосудах-медведях и во вновь изобретенных затейливых и красочных формах предметов. Восприняв все это «пиршество» красок и форм в целом, зритель начинает рассматривать отдельные группы предметов, каждая из которых вносит свой эмоциональный оттенок во всеобщее веселье. Словно на ярмарке висят на стволах красные кружки. Забавно выглядит сосуд «Курочка» с выводком цыплят на тонкой «рюмочной» ножке. Нарядность, ярмарочность несут и «Барыня» в одеянии из цветной ленты, и бокалы, украшенные бусинами, и бесцветные чаши на цветных подставках - капельках стекла.

«Праздничный стол» - произведение незаурядное, открывающее собой ряд значительных работ советского гутного стекла конца 60-х годов.

Красочная сюита Б. Смирнова на тему русского пира отвечала потребности художников стекла к развитию традиций народной гуты. Она разбудила фантазию многих: появляются «Скоморохи» С. Бескинской (1967), «Урожай» М. Маршумова (1970), декоративные комплекты «Коричневый» и «Голубой» (1968) Г. Антоновой, «Вазы и пластика» (1967) С. Рязановой, сервизы А. Степановой, гутная посуда гусевских художников и художников завода «Неман», обозначившие новый взлет гутной пластики.

 







Скрыть комментарии (0)

Извините, Ваш аккаунт не имеет доступа к добавлению комментариев.


« Вернуться
« Малосерийные изделия из стекла в СССР 60-х 70-х годовЛенинградские художники по стеклу, Л. Юрген, А. Аствацатурьян и др. »

Картины Малевича
Картины Шагала
Мирискусство

  
Философские школы Китая

Литература Индии